Метта


Метта (пали मेत्ता mettā) или майтри (санскр. मैत्री maitrī — букв. «дружественность») — любящая доброта[1][2][3], дружелюбие[4][5][6][7], благожелательность[3][6], согласие[5], дружба[4][6], добрая воля[6], доброта[8], любовь[5], симпатия[5], пребывание «на одной волне»[6], добросердечность[4], сорадование[4] и активный интерес к другим[5]. Это одна из десяти парамит буддизма тхеравады, и первое из четырёх возвышенных состояний брахма-вихар[9], средство достижения высших состояний в буддизме тхеравады (также и в других формах раннего буддизма) и в буддизме махаяны[4].

В тибетской буддийской традиции с меттой связана техника тонглен, при которой «выдыхается», «посылается» счастье и «вдыхается», «принимается» страдание[10]. Кроме того, тибетские буддисты могут созерцать парамиты в ходе медитации[11]. Существует практика достижения метты под названием «метта бхавана»[9][12].

Метта упоминается как ценность в Дхармашастрах («Наставления в Дхарме», древнеиндийский текст религиозного и юридического характера) и в тексте древнеиндийской религиозно-философской поэмы «Махабхараты», входит в список основных добродетелей в «Законах Ману» (упоминается как третья после изучения Веды и скромности добродетель, поставлена перед вниманием), метта названа первым из средств очищения сердца в Йога-сутрах[4], первое в списке Таттвартхадхигама-сутры Умасвати упражнений, полезных для души[4], средство очищения сердца из палийских канонических текстов поучений Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды, приносящий пунью (санскр. букв. — «заслугу» религиозно-нравственного характера) добродетельный акт, согласно текстам буддийского палийского канона[4] метта является и одним из важных факторов, ведущих к Пробуждению.

В буддийском руководстве по медитации и добродетельной жизни «Висуддхимагге» (пали: «Путь очищения»), написанной великим буддийским учителем Буддхагхошей в V в. н. э., метта определяется следующим образом:

«Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть и они будут счастливы»[4].

Медитация на этом качестве (любящая доброта, пали: метта) в буддизме в отличие от других объектов медитации не имеет противопоказаний и рекомендуется всем буддистам, как монахам, так и мирянам в любое время дня и ночи. Более того, Будда рекомендовал эту медитацию на дружественности ко всем живым существам как постоянную практику: