Меттенлейтер, Иоганн Якоб


Иоганн Якоб (Яков) Меттенлейтер (нем. Johann Jacob Mettenleiter; 9 августа 1750, Хайденхайм-ан-дер-Бренц (Баден-Вюртемберг) — 25 февраля 1825, Гатчина) — немецкий художник: рисовальщик, живописец и гравёр, мастер офорта, работавший в России. Придворный живописец «малого двора», академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Родился 9 августа 1750 года в семье школьного учителя и часовщика. Первое художественное образование получил у Иоганна Георга Цинка из Нересхайма и художника Урбана в Швебиш-Гмюнде. Работы живописца Мартина Кноллера в соседнем аббатстве Нересхайм повлияло на дальнейшую судьбу Меттенлейтера. Через Штутгарт будущий живописец достиг Мангейма и Шпайера, а в 1773 году переехал в Амстердам, где был завербован в солдаты голландской Капской колонии[1]. В Кейптауне ему удалось заработать небольшое состояние на своем искусстве, что позволило ему откупиться от дальнейшей военной службы и вернуться в Амстердам[2].

Оттуда он в 1775 году вместе со своим десятилетним братом Иоганном Михаэлем Меттенлейтером через Мюнхен и Аугсбург отправился в Италию. Дальнейшие поездки привели его ещё раз в Амстердам, Вену.

В 1786 году Меттенлейтер приехал в Санкт-Петербург, где и остался навсегда. В том же году олучил звание «назначенного в академики», а затем звание академика по «живописи домашних упражнений и кабинетных картин во фламандском вкусе»[3].

С 1790 года немецкий живописец писал виды Павловска и Гатчины по заказу великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны. Эти картины представляют кроме художественного исторический интерес, поскольку на них в подробностях запечатлены особенности ландшафтов и построек того времени.

Кроме этих работ художник написал плафон «Триумф Венеры» (1797) для Павильона Венеры в Гатчине, созданного по образцу такого же в парке Шантийи близ Парижа. Н. Е. Лансере назвал это произведение посредственным «и по краскам и по рисунку», однако не нарушающим ансамбля[4]. Меттенлейтер также написал алтарную картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» для римско-католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге (не сохранилась) и несколько плафонов для Михайловского замка (в Тронном зале и Галерее Рафаэля). Принимал участие в оформлении «Лоджий Рафаэля» в здании Старого Эрмитажа. Также известны его работы по росписи церквей в Санкт-Петербурге и в усадьбе Монрепо в Выборге, имении барона Людвига Генриха фон Николаи.