Милость мира


Ми́лость ми́ра — комбинированное песнопение центральной части полной православной Литургии, во время пения которого происходит Евхаристический канон (Анафора).

Песнопение «Ми́лость ми́ра» несколько раз прерывается возгласами священнослужителей и сопровождается их тайными молитвами. Все части этого песнопения традиционно поются только одним хором и на одну мелодию, избираемую в этот день из множества других.

Возникновение песнопения связано с распространением практики тайного чтения евхаристических молитв, которая возникла примерно в V веке и окончательно закрепилась в VII—VIII веках[1].

Песнопение претерпело ряд изменений. Александр Голубцов считал, что в древнем чинопоследовании литургии апостола Иакова следует читать не «милость» (греч. έλεος), а «елей» (греч. έλαιον)[2]. Песнопение «Достойно и праведно» первоначально произносилось без дальнейших слов, что сохраняется и в современных греческих церквях. В русских печатных служебниках до 1655 года это дополнение также отсутствует. Соответствующая евхаристическая молитва ограничивалась словами «Достойно и праведно». До XVII века песнь «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» ограничивалась словами «Свят, свят, свят». Песнопение «Тебе поем», предположительно, является поздним искусственным добавлением, поскольку не имеет связи с евхаристической молитвой[1].

После пения с народом Символа веры, диакон, а в его отсутствие — священник, возглашает:

«Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ Бо́га и Отца́, и прича́стие Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми.»