Мирис, Виллем ван


Виллем ван Мирис (нидерл. Willem van Mieris; 3 июня 1662, Лейден — 26 января 1747, Лейден) — голландский живописец, скульптор, рисовальщик и гравёр в технике офорта, один из малых голландцев. Мастер небольших картин бытового и портретного жанров на интимные, камерные сюжеты. Член семьи потомственных художников из Лейдена. Младший сын живописца Франса ван Мириса. Представитель позднего периода «Золотого века голландской живописи». Работал в традициях основанной Герардом Доу лейденской живописной школы «тонкой манеры»[1].

Виллем ван Мирис родился в Лейдене, Южная Голландия в семье потомственных художников. Его отец, Франс ван Мирис-старший, был известным учеником живописца Герардом Доу, старший брат Виллема Ян ван Мирис также был живописцем. Виллем в девятнадцать лет возглавил семейную мастерскую после того, как его отец умер в 1681 году в возрасте сорока пяти лет. Он едва закончил свое обучение в семейной мастерской, и, по сведениям Арнольда Хоубракена, прошло ещё два года, прежде чем в 1685 году он поступил в лейденскую Гильдию Святого Луки[2].

Виллем завершал картины, оставшиеся незаконченными после смерти отца. Год спустя, в 1684 году, он женился на Агнете Чапман, которую часто использовал в качестве модели в собственных произведениях[3]. Помимо картин бытового жанра и портретов, Виллем ван Мирис был опытным пейзажистом, рисовальщиком и гравёром; более того, он также пробовал свои силы в живописи исторического и мифологического жанров.

В 1687, 1698, 1704 и 1708 годах Виллем избирался управляющим делами гильдии, в 1699 — её деканом. В 1694 году ван Мирис, совместно с художниками Карелом де Мором и Якобом Торенвлитом, основал в Лейдене Академию рисунка (Leidse Tekenacademie), просуществовавшую в этом городе до 1736 года. Мастера лейденской художественной школы возродили и культивировали технику «тонкой манеры» (Leiden fijnschilder manner) старых нидерландских мастеров эпохи братьев ван Эйк: их маленькие картины, написанные на деревянных досках или медных пластинах, отличаются исключительной передачей мельчайших деталей и иллюзорностью изображения. Однако творчество самого Виллема ван Мириса часто подвергали критике, в особенности, в последующие годы, и считали его произведения много слабее картин отца и старшего брата[4]. В конце жизни ван Мирис потерял зрение и был вынужден прекратить работу. Его сын, Франц ван Мирис Младший также был художником.