Базилика Сен-Дени


Базилика Сен-Дени (фр. Basilique Saint-Denis) — средневековая католическая церковь в Сен-Дени, северном пригороде Парижа; до 1792 года главный храм бенедиктинского аббатства святого Дионисия. Королевский некрополь, где захоронены почти все короли Франции (а также многие члены их семей). При Людовике VII реконструкция здания аббатом Сугерием, подробно им описанная[1], стала отправной точкой готического стиля архитектуры.

Часть западного фасада, двух башен и паперти сохранились от постройки Сугерия (1140). Галерея с 37 окнами имеет высоту 10 м, и относится к XIII веку. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия — более позднего происхождения.

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

Согласно житию святой Женевьевы, написанному около 520 года, первую базилику над гробницей святого возвели ещё между 450 и 475 годами[1]. После разграбления Сигебертом в 574 году при короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 году базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря уже после смерти короля в 639 году. Постройка Дагоберта была трёхнефной[1]. Следующее здание базилики на прежнем фундаменте было начато при Пипине Коротком и завершено Карлом Первым[2] в 775 году.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1130—1140 годах с запада был пристроен монументальный трёхпортальный фасад с притвором, в 1144 году освящены хоры и венец капелл с деамбулаторием. К 1148 году завершён трансепт и южная башня западного фасада. Северная башня была завершена только к 1219 году, и сразу же повреждена ударом молнии, после чего была перестроена с сильным увеличением высоты. К сожалению, эта башня разобрана в XIX веке из-за угрозы обрушения[2].

Обновленный двухбашенный собор стал образцом для подражания и оказал влияние на развитие готики во Франции, а затем и во всей Европе.