Моранди, Джорджо


Джорджо Моранди (итал. Giorgio Morandi; 20 июля 1890, Болонья — 18 июня 1964, Болонья) — итальянский живописец и график.

Будущий художник, старший из пяти детей, родился в семье Андреа Моранди (1858—1909) — совладельца болонского отделения французской фирмы, торговавшей коноплёй, в 1889 году женившегося на 19-летней Марии Маккаферри[4][5]. Поначалу Джорджо работал в отцовской фирме, но рано проявившаяся страсть к живописи определила ему другой жизненный путь: в 1907 году он поступил в Академию Изящных Искусств Болоньи (итал. Accademia di Belle Arti di Bologna[6]). После ранней смерти отца, благодаря усилиям матери, стремившейся дать детям образование[К 1], Джорджо смог продолжить обучение и в 1913 году окончить Академию. Моранди добился в учёбе хороших результатов, но не получил от академического образования той школы творчества, к которой стремился. Эту школу ему могла бы дать поездка в Париж, о которой он мечтал в начале 1910-х, но материальные затруднения семьи не позволили ему покинуть Болонью[8], где в 19141929 годах он преподавал рисование в начальных школах.

В новой французской живописи, с которой Моранди поначалу имел возможность знакомиться лишь по чёрно-белым репродукциям, он ориентировался на работы Ренуара и, в особенности, Сезанна. Но если живопись Ренуара молодой художник смог непосредственно увидеть уже в 1910 году (на IX Биеннале в Венеции, где картинам Ренуара был предоставлен целый зал)[9], то искусство Сезанна он долгое время изучал лишь по репродукциям[К 2].

Самые ранние из ныне известных работ Моранди — пейзаж и портрет сестры Дины, выполненные в острой пластической манере, — датированы 1911 и 1912 годами[К 3]. В 19131914 годах Джорджо Моранди участвовал в нескольких футуристических выставках в Болонье и Риме, познакомившись с Умберто Боччони, Карло Карра и удостоившись похвалы лидера итальянских футуристов Томазо Маринетти[12], однако его творческие поиски в большей мере развивались под влиянием работ французских кубистов и отчасти — Анри Руссо[13]. Параллельно с интересом к экспериментам новейших течений Моранди углубился в изучение живописи старых мастеров — Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа — совершив поездки во Флоренцию (1910), Падую и Ассизи[14].

В связи со вступлением Италии летом 1915 года в боевые действия Первой мировой войны Моранди в том же году был призван в армию (из-за очень высокого роста его определили в гранатомётный полк), но, прослужив два месяца, пережил нервный срыв и был демобилизован[15]. В 1917 году Моранди вновь тяжело заболел и почти не мог работать.