Уччелло, Паоло


Пáоло Учче́лло, Паоло ди Доно[7] (итал. Paolo Uccello, Paolo di Dono, Paolo Doni, detto Paolo Uccello, 15 июня 1397, Пратовеккьо или Флоренция — 10 декабря 1475, Флоренция) — итальянский художник: рисовальщик, живописец, мозаичист периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения) флорентийской школы, один из изобретателей прямой линейной перспективы[8][9].

Паоло был сыном хирурга и цирюльника Доно ди Паоло ди Пратовеккьо, флорентийского гражданина с 1373 года, и Антонии ди Джованни ди Кастелло дель Беккуто[10]. Отец принадлежал к богатой семье Дони из Пратовеккьо, которая между XIV и XV веками дала восемь приоров, но флорентийское гражданство получил лишь в 1373 году[10]. Мать художника происходила из знатной и богатой флорентийской семьи, которая жила недалеко от церкви Санта-Мария-Маджоре во Флоренции, в которой с её именем были связаны три капеллы[11][10].

По свидетельству Джорджо Вазари, художника прозвали «Паоло Уччелло», потому что он «всегда держал у себя дома написанные им изображения птиц, кошек, собак, а также всякого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать животных, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали Паоло Уччелло»[12] (итал. Uccello — Птица).

В возрасте всего десяти лет, с 1407 по 1414 год, он вместе с Донателло и другими работал в мастерской скульптора и бронзолитейщика Лоренцо Гиберти, помогая мастеру в работе над рельефами северной двери Флорентийского баптистерия (1401—1424)[9]. Для живописцев того времени было обычным делом проходить обучение вместе со скульпторами или ювелирами, поскольку там они могли получить все необходимые технические навыки. Несмотря на то, что Уччелло учился в мастерской скульптора, ни одна из его собственных работ — статуй или барельефов — не известна.

В 1414 году Паоло Уччелло вступил в Братство Святого Луки (Compagnia di San Luca)[13], а 15 октября следующего года в цех медиков, аптекарей и парфюмеров (all’Arte dei Medici e Speziali), к которому принадлежал и его отец, и в который традиционно также входили профессиональные живописцы[14]. Период жизни его между 1415 и 1425 годами изучен слабо, по словам Вазари, он начинал с фресок, из числа которых известна «Мадонна с младенцем», хранящаяся во флорентийском музее Сан-Марко[10].

Между 1425 и 1431 годами Паоло Уччелло жил в Венеции[9]. Именно в эти годы Мазаччо расписал фресками Капеллу Бранкаччи во Флоренции, эта работа оказала огромное влияние на молодых флорентийских художников. Летом 1430 года Уччелло посетил Рим вместе с Гиберти, Донателло и Мазолино да Паникале. В 1431 году он вернулся в родной город, где нашёл своих юных коллег по мастерской Гиберти, уже начавших свою карьеру, таких как Донателло и Лука делла Роббиа, и двух монахов, осведомленных о масштабах достижений Мазаччо: Фра Беато Анджелико и Филиппо Липпи[15]. С Донателло Уччелло остался дружен на всю жизнь.