Морские республики


Морские республики (итал. repubbliche marinare) — итальянские города-государства, процветавшие в Италии и в Далмации (на территории современных Хорватии и Черногории). Наиболее известны Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи; менее известны Ноли[1][2], Анкона[3]; в Далмации находилась Дубровницкая республика[4] с центром в городе Дубровник.

Эти государства[5] конкурировали друг с другом военным и коммерческим путём. С X по XIII век они строили флоты как для собственной защиты, так и для поддержки расширяющейся по Средиземноморью торговой сети, что позволило им играть существенную роль в Крестовых походах. Соперничая, эти республики постоянно интриговали, заключая альянсы и ведя военные действия друг с другом.

Морские республики являлись городами-государствами. В целом они имели республиканское устройство и были формально независимы, хотя большинство из них находилось на территориях, когда-то формально принадлежащих Византийской империи (основными исключениями являлись Генуя и Пиза). В период своей независимости все эти города имели сходные (хотя и не идентичные) системы самоуправления, в которых значительную силу роль играло купечество.

Морские республики сильнейшим образом принимали участие в Крестовых походах, обеспечивая транспорт и поддержку, но в основном используя к своей выгоде возможности, происходящие из этих войн. Четвёртый крестовый поход, первоначально задуманный для освобождения Иерусалима, в действительности повлек за собой захват Венецией Зары и Константинополя.

Каждая из морских республик имела в своем владении различные заморские территории, включая множество средиземноморских островов, в частности Сардиния и Корсика, территории в Адриатике, Эгейском, и Чёрном море (Крым), а также торговые поселения на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Венеция выделялась среди прочих тем, что владела значительными землями в Греции, на Кипре, в Истрии и Далмации вплоть до середины XVII столетия.

Экономический подъём в Европе около 1000 года, совместно с опасностями сухопутных торговых путей сделал возможным развитие главных торговых маршрутов вдоль средиземноморского побережья. Независимость, приобретенная некоторыми прибрежными городами предоставила им лидирующую роль в этом развитии. Эти города, страдая от набегов пиратов (в основном арабских), организовывали собственную защиту, создавая мощные морские флоты. Таким образом, в X и в XI века они оказались способны переключиться на наступательную стратегию, используя возможности, предоставленные соперничеством между морскими силами Византии и исламских государств и конкурируя с ними за контроль над торговыми маршрутами до Азии и Африки.