Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко


Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — театр оперы и балета в Тверском районе Москвы. Ведёт историю с декабря 1918 года как Оперная студия Большого театра под руководством Константина Станиславского. В окончательном виде сформировался в 1941 году после объединения с Музыкальной студией Московского Художественного театра Владимира Немировича-Данченко[2].

Полное наименование — Московский академический Музыкальный театр имени Народных артистов Союза Советских Социалистических Республик Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Режиссёры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко сотрудничали с артистами Большого театра в оперных и балетных постановках с 30 декабря 1918 г. В 1919 году начались регулярные занятия Оперной студии Большого театра под руководством Станиславского. Сотрудничество Немировича-Данченко с Большим театром не увенчалось успехом, и в том же году он организовал собственную Музыкальную студию при Московском художественном театре[2].

В 1920 году Оперная студия отделилась от Большого театра. Через год состоялось первое совместное выступление актёров обеих студий на сцене Московского Художественного театра. Зрителям были представлены фрагменты опер Николая Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога» и «Ночь перед Рождеством», опера Жюля Массне «Вертер» и ряд музыкальных произведений по мотивам творчества Александра Пушкина под аккомпанемент рояля. Летом 1922 года состоялись гастроли Оперной студии по Европе и Америке[3]. В 1924 году к труппе присоединился молодой Сергей Лемешев, а музыкальным руководителем коллектива стал дирижёр Вячеслав Сук[4]. Любовь Орлова, после окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год работала хористкой, затем актрисой Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко.

В 1926 году оба коллектива получили статус государственных театров. Тогда же им было передано здание бывшей усадьбы графов Салтыковых на Большой Дмитровке, 17. Труппы выступали и репетировали поочерёдно. Постановки Станиславского были более традиционными по репертуару: оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Богема» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Царская невеста» и «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Риголетто» Джузеппе Верди. Немирович-Данченко стремился к большему новаторству. С одной стороны, он экспериментировал с опереттой: «Дочь мадам Анго» Шарля Лекока, «Перикола» и «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха, «Корневильские колокола» Робера Планкета. С другой — набирали популярность его авторские интерпретации классических оперных и драматических сюжетов: «Лисистрата» Рейнгольда Глиэра по мотивам трагедии Аристофана, «Травиата» Джузеппе Верди, «Карменсита и солдат» — вольная интерпретация «Кармен»[5].