Московский Метрострой


АО «Московский Метрострой» («Мосметрострой») — советская и российская строительная компания, основной подрядчик строительства Московского метрополитена и ряда специальных подземных сооружений стратегического назначения (см. объект № 1, объект № 20, системы Д-6 (Метро-2)[2] и объектов резервной дублирующей системы управления государством[3], подробнее см. ниже[⇨]). Полное фирменное наименование — Акционерное общество «Московский Метрострой». Штаб-квартира — в Москве. В 2020 году стал мировым рекордсменом по количеству одновременно работавших тоннелепроходческих комплексов — 23 штуки[4]. 23 января 2023 года указом президента России Владимира Путина был учреждён День метростроителя — 2 октября — в честь основания компании 2 октября 1931 года[5]. Помимо проектов строительства Московского метрополитена, оказывает помощь в строительстве Самарского метрополитена[6].

«Московский метрострой», созданный в 1932 году, является правопреемником управления «Метрострой», которое, в свою очередь, начало работать в 1931 году в здании бывшей гостиницы «Лоскутная», в то время, когда требовалось создание инфраструктуры для реализации решения о строительстве Московского метрополитена[7].

Положение о Метрострое было утверждёно 13 сентября 1931 года Совнаркомом РСФСР, а 2 октября — Совнаркомом СССР. Строительство метро в Москве получило статус ударной стройки, рабочие и финансовые планы Метростроя должны были утверждаться Советом Труда и Обороны, руководитель Метростроя и его заместитель назначались Совнаркомом СССР. Первым главой Метростроя стал Павел Роттерт[8].

За годы своей работы (на 2019 год) «Мосметрострой» построил 190 станций и более 600 км линий метро.[источник не указан 476 дней]