Московско-Ярославская железная дорога


Московско-Ярославская железная дорога — частная железная дорога в Российской империи, существовавшая в 1861—1907 годах (с 1900 года — казённая). До 1870 года называлась Московско-Троицкая железная дорога, после 1894 года — Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога.

Организатором строительства этой дороги стал Фёдор Васильевич Чижов — учёный, литератор, друг Гоголя, Аксакова, Герцена. Увлечённый проблемами железнодорожного транспорта, Чижов критиковал «Главное общество российских железных дорог», решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры. На страницах «Вестника промышленности» и «Акционера» печатались обличительные материалы, из которых явствовало, что за то время, пока строительством железных дорог занималось Главное общество, «десятки миллионов кровного достояния страны были преступно растрачены». «Французы просто грабили Россию, — вспоминал спустя годы Чижов, — строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы… Французы смотрели на Россию просто как на дикую страну, на русских, как на краснокожих индейцев, и эксплуатировали их бессовестно…»

Чижов стал инициатором постройки «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала. Такой дорогой решено было устроить сообщение между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом. Компаньонами Чижова стали братья Шиповы, инженер и генерал-майор А. И. Дельвиг, И. Ф. Мамонтов. И хотя впоследствии в списке учредителей общества по строительству железной дороги Мамонтов значился лишь как мещанин Калужской губернии, Иван Фёдорович стал главным вкладчиком акционерного общества.

Для доказательства выгодности предприятия правительству, от которого зависело получение разрешения на строительство, Чижов задумал и осуществил следующую операцию: снарядил шесть групп студентов технического университета, по три человека, для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. Статистики подсчитали, что «на Ярославском шоссе в разных экипажах, от карет и дилижансов до телег, проезжает более 150 тысяч человек и перевозится до 4 миллионов пудов клади в год. И это, не считая примерно 500 тысяч паломников в Троице-Сергиеву Лавру». Собрав таким образом за два месяца данные о потенциальном количестве будущих пассажиров, Чижов уже мог с цифрами в руках возражать своим критикам, видевшим в сооружении линии «нерасчётливое предприятие».

В 1858 году было получено Высочайшее соизволение на производство изыскательных работ. В мае 1859 года учреждается «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Общество не испрашивало государственных гарантий, капитал предполагалось собрать путём выпуска акций, а сооружение дороги окончить в четыре года.