Музей Франса Халса


Музей Франса Халса (нидерл. Frans Hals Museum) — художественный музей в Харлеме, известный как музей Золотого века голландской живописи. Был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши, известной как Принсенхоф. Основу собрания составила богатая коллекция картин ратуши, включавшая в себя в том числе более десятка картин Франса Халса, в честь которого и был назван музей. Музей переехал в нынешнее здание в 1913 г. Коллекция современной живописи находится в филиале музея, расположенном в зданиях бывших мясных и рыбных торговых рядов в центре города.

Классическая коллекция музея располагается в бывшей богадельне Харлема (нидерл. Oudemannenhuis), основанной в 1609 году. Жилые помещения были расположены вокруг внутреннего двора, типичного харлемского хофье. Каждый из тридцати крошечных домиков богадельни был заселен двумя стариками; чтобы иметь право там жить, они должны были быть по крайней мере шестидесяти лет от роду, одинокими и являться жителями Харлема. В богадельню каждый из них принимался со своим скарбом: кроватью, креслом, ночным горшком, тремя одеялами, шестью хорошими рубашками и шестью ночными колпаками. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой. Обитатели богадельни должны были регулярно просить милостыню; скульптуру человека, с кружкой для подаяния в руках, можно увидеть в вестибюле музея. Богадельня управлялась пятью регентами, картины с их изображением работы Франса Халса выставлены в музее.

В 1810 г. в здании разместили сиротский приют. Условия жизни в приюте в XIX веке хорошо описаны в автобиографических рассказах Якоба Лоя. В 1913 году здание было передано музею.

Старая часть музейной коллекции берет своё начало со времен Реформации и состоит преимущественно из полотен на религиозные темы. В 1648 г. картины, находившиеся во владении римской католической церкви, были конфискованы городским советом. Франс Халс работал в качестве первого официального реставратора города, нанятого городскими властями, и занимался восстановлением перешедших во владение города полотен. Затем в XVII веке для украшения здания ратуши городской совет заказал несколько полотен на связанные с прошлым Харлема исторические темы — осаду Дамиата и легенду о щите Харлема. В это время ратуша функционировала как полуофициальный музей.

В период между 1605 и 1635 гг. в Харлеме были созданы более 100 тыс. полотен. Не все они дошли до наших дней, большинство из них находятся за пределами Харлема во многих музеях мира, но эта цифра дает представление о количестве художников, творивших в городе в то время. Большинство работ дошло до наших дней, во многом благодаря «Книге о художниках» Карела ван Мандера, вышедшей в свет в 1604 г.