Луиджи Муссини (итал. Luigi Mussini, 19 декабря 1813, Берлин, Пруссия — 18 июня 1888, Сиена, Италия) — итальянский живописец академического направления флорентийской школы. Участник революции 1848—1849 годов в Италии, известный шахматист и шахматный композитор. Младший брат художника Чезаре Муссини.
Родился в Германии, в итальянской семье капельмейстера прусского двора Натале Муссини и его жены Джулианы, певицы, дочери композитора Джузеппе Сарти. Родители вернулись в Италию, во Флоренцию, в 1818 году. В тринадцать лет Луиджи начал обучение живописи под руководством старшего брата Чезаре[2], также изучал под руководством родителей игру на фортепиано. С детства художник свободно говорил на французском языке, на котором разговаривали родители дома. В 1830 году он стал учеником Академии изящных искусств во Флоренции, где его наставниками были Пьетро Бенвенути и Джузеппе Беццуоли. Сам художник увлёкся ранней итальянской живописью XV века[3]. В это время Муссини привлекали сюжеты Гомера, Данте, Торквато Тассо, античной и ренессансной истории.
В 1840 году он выиграл стипендию Академии изящных искусств во Флоренции за картину «Эней, спасающийся из Трои» на работу в Риме, четыре года провёл в Риме на Вилле Медичи, где познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром и завёл широкие знакомства среди римских интеллектуалов. В Риме Муссини сблизился с кругом немецких художников-романтиков — назарейцев. Под влиянием назарейцев, Манифест которых он подписал в 1842 году, отказался от литературных и исторических тем, обратился к живописи религиозного содержания. Несколько месяцев в конце 1844 года провёл в Неаполе.
В 1844 году совместно с учеником Энгра, швейцарским живописцем Францем Адольфом фон Штюрлером[4], основал во Флоренции на улице Святой Аполлонии школу рисунка, где в рисунке придавалась большое значение линии и детально изучалось наследие итальянских художников дорафаэлевской эпохи[3]. Эта школа по замыслу создателей должна была базироваться на принципах работы живописной мастерской эпохи Возрождения[5]. В 1848—1849 годах принимал участие в борьбе за независимость и объединение Италии, был участником неудачной военной операции по освобождению Ломбардии от австрийцев.
В 1849 году, разочарованной итогами революции в Италии, переехал в Париж, где возобновил сотрудничество с Энгром. В 1851 году вернулся в Италию и получил назначение на пост директора Института изобразительных искусств в Сиене, остававшийся длительное время вакантным. Он занимал эту должность в течение тридцати семи лет, вплоть до своей смерти 18 июня 1888 года[3]. В поздних работах Луиджи Муссини, созданных после возвращения из Парижа, проявилось влияние манерной салонной живописи (в частности влияние портретов Фредерика Лейтона).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |