Муссини, Луиджи


Луиджи Муссини (итал. Luigi Mussini, 19 декабря 1813, Берлин, Пруссия — 18 июня 1888, Сиена, Италия) — итальянский живописец академического направления флорентийской школы. Участник революции 1848—1849 годов в Италии, известный шахматист и шахматный композитор. Младший брат художника Чезаре Муссини.

Родился в Германии, в итальянской семье капельмейстера прусского двора Натале Муссини и его жены Джулианы, певицы, дочери композитора Джузеппе Сарти. Родители вернулись в Италию, во Флоренцию, в 1818 году. В тринадцать лет Луиджи начал обучение живописи под руководством старшего брата Чезаре[2], также изучал под руководством родителей игру на фортепиано. С детства художник свободно говорил на французском языке, на котором разговаривали родители дома. В 1830 году он стал учеником Академии изящных искусств во Флоренции, где его наставниками были Пьетро Бенвенути и Джузеппе Беццуоли. Сам художник увлёкся ранней итальянской живописью XV века[3]. В это время Муссини привлекали сюжеты Гомера, Данте, Торквато Тассо, античной и ренессансной истории.

В 1840 году он выиграл стипендию Академии изящных искусств во Флоренции за картину «Эней, спасающийся из Трои» на работу в Риме, четыре года провёл в Риме на Вилле Медичи, где познакомился с Жаном Огюстом Домиником Энгром и завёл широкие знакомства среди римских интеллектуалов. В Риме Муссини сблизился с кругом немецких художников-романтиков — назарейцев. Под влиянием назарейцев, Манифест которых он подписал в 1842 году, отказался от литературных и исторических тем, обратился к живописи религиозного содержания. Несколько месяцев в конце 1844 года провёл в Неаполе.

В 1844 году совместно с учеником Энгра, швейцарским живописцем Францем Адольфом фон Штюрлером[4], основал во Флоренции на улице Святой Аполлонии школу рисунка, где в рисунке придавалась большое значение линии и детально изучалось наследие итальянских художников дорафаэлевской эпохи[3]. Эта школа по замыслу создателей должна была базироваться на принципах работы живописной мастерской эпохи Возрождения[5]. В 1848—1849 годах принимал участие в борьбе за независимость и объединение Италии, был участником неудачной военной операции по освобождению Ломбардии от австрийцев.

В 1849 году, разочарованной итогами революции в Италии, переехал в Париж, где возобновил сотрудничество с Энгром. В 1851 году вернулся в Италию и получил назначение на пост директора Института изобразительных искусств в Сиене, остававшийся длительное время вакантным. Он занимал эту должность в течение тридцати семи лет, вплоть до своей смерти 18 июня 1888 года[3]. В поздних работах Луиджи Муссини, созданных после возвращения из Парижа, проявилось влияние манерной салонной живописи (в частности влияние портретов Фредерика Лейтона).


Шахматная задача Луиджи Муссини[1]
abcdefgh
8
b7 белый конь
e7 чёрная пешка
h7 белый слон
c6 чёрная пешка
e6 чёрная пешка
c5 белая пешка
f5 чёрная ладья
g5 белая пешка
h5 белая пешка
b4 белый конь
e4 чёрный король
g4 белый король
h4 чёрная пешка
d3 белая ладья
h3 белая пешка
d2 белая пешка
h2 белый ферзь
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Обратный мат в четыре хода. 1. Фb8 e5 2. Фh8 e6 3. Лf3 Kрd4 4. Лf4+ Лf4х (436, Nuova Rivista degli Scacchi, 08/1877).