Мятеж на «Баунти»


Мятеж на «Баунти» (англ. Mutiny on the Bounty) — восстание 28 апреля 1789 года части экипажа на британском корабле «Баунти» во время экспедиции за хлебным деревом в Тихом океане. Мятеж против капитана Вильяма Блая возглавил его помощник — Флетчер Кристиан. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа капитан Блай преодолел свыше 6 710 км и чудом спасся. Флетчер Кристиан и остальные члены восставшей команды попытались основать собственную колонию на одном из островов, однако после кровавых споров повстанцы разделились — часть из них во главе с Кристианом поселилась на острове Питкэрн, а остальные остались на Таити, где были арестованы, возвращены в Англию и преданы суду. Поселившиеся на острове Питкэрн были обнаружены лишь в 1808 году американским кораблём. История восстания получила большую огласку в Великобритании, приобрела романтичные и приключенческие черты, стала основной темой нескольких пьес, книг и стихотворений. Историей «Баунти» интересовались и использовали в своих произведениях такие известные писатели и поэты, как Байрон, Марк Твен, Жюль Верн, Робер Мерль, Джон Бойн.

События вокруг корабля «Баунти» происходили в тот исторический период, когда Британская империя продолжала открывать и присоединять новые территории в свой состав и прилагала значительные усилия для расширения существующих территорий. Таким образом Британия пыталась компенсировать потерю в 1783 году американских колоний. Британские владения в Вест-Индии были территориями, экономическое процветание которых считалось необходимым для укрепления влияния Великобритании на Американском континенте. В XVIII веке существовала определённая взаимозависимость между индустриальными центрами на Американском континенте — Филадельфией, Нью-Йорком, которые поставляли муку для питания рабов на Ямайке, Барбадосе и получали оттуда ром и сахар, которые выменивали на товары из Великобритании. С провозглашением независимости США эта экономическая взаимосвязь рухнула, что поставило в затруднительное положение владельцев сахарных плантаций, которые были вынуждены тратить дополнительные средства для обеспечения пищей рабов. По мнению влиятельных плантаторов, которое также разделяло правительство Великобритании, введение недавно открытого хлебного дерева в вест-индийских территориях должно положительно отразиться на экономике этих колоний, снизить стоимость производства сахара и таким образом позволить Великобритании опередить своих основных конкурентов в регионе — Францию, Испанию и Голландию. Ещё со времени первых исследователей тихоокеанских островов и особенно после путешествия Джеймса Кука были известны полезные свойства хлебного дерева, его способность поставлять дешёвую и питательную пищу[1].