Наваяна


Наваяна (дев. नवयान, IAST: Navayāna) — в переводе означает «новая колесница» и относится к переосмыслению буддизма Бхимрао Рамджи Амбедкаром[к. 1], лидера одноимённого религиозного течения, которое также называется необуддизм[1][2] и IAST: Bhimayāna (по первому имени Амбедкара, Бхимрао)[3]. Амбедкар родился в семье далитов (неприкасаемых) в колониальной Индии, учился за границей, стал лидером движения Махар Далит и объявил в 1935 году о своем намерении перейти из индуизма в буддизм[4]. Изучив буддийские тексты, он счёл некоторые доктрины, например, Четыре благородные истины и «отсутствие Я», ошибочными и пессимистичными и придал им собственное толкование, назвав «новой колесницей» буддизма или «наваяной». 13 октября 1956 года Амбедкар провёл пресс-конференцию, на которой объявил о своём неприятии буддизма тхеравады и махаяны, а также индуизма[5]. Его последователи считают себя последователями нового движения, основанного на принципах буддизма.

В Индии в рамках буддийского движения далитов наваяна считается новой ветвью буддизма, отличной от традиционно признанных тхеравады, махаяны и ваджраяны[6]. Это радикальное переосмысление буддизма в свете классовой борьбы и стремления к социальному равенству[3][7][8].

Наваяну иногда называют «необуддизмом»[9]. Книга Амбедкара «Будда и его Дхамма» стала священной для последователей наваяны. Их обычно называют буддистами-амбедкаритами, необуддистами и, реже, буддистами наваяны[10].

Хотя термин «наваяна» чаще всего используется по отношению к движению, основанному Амбедкаром в Индии, иногда им обозначают вестернизированные формы буддизма[11].

Амбедкар был влиятельным индийским лидером в колониальную эпоху и вскоре после того, как Индия получила независимость. Он родился четырнадцатым ребёнком в бедной семье Махараштры Далит, получил образование за границей, в 1920-х годах вернулся на родину и стал участником политического движения за социальные и политические права далитов. Он пришёл к выводу, что его община должна оставить индуизм и перейти в другую религию, чтобы освободиться от религиозных предрассудков. Для этой цели он выбрал буддизм в форме наваяны[8][12].

В 1935 году после разногласий с Махатмой Ганди Амбедкар объявил о своём намерении перейти из индуизма в буддизм[4]. В течение следующих двух десятилетий он изучал буддийские тексты и написал книгу «Будда и его Дхамма», в которой изложил основную доктрину нового религиозного движения[9].