Нейзидлер, Ганс


Ганс Не́йзидлер, Но́йзидлер (нем. Hans Neusidler, также Neusiedler, Newsidler, Neysidler; ок. 1508—1509, Прессбург, Венгрия[1] — 2 февраля 1563, Нюрнберг) — немецкий лютнист и композитор. Его сыновья Мельхиор Нейзидлер[нем.] (1531—1590) и Конрад Нейзидлер (1541 — после 1604) были также лютнистами и композиторами.

О музыкальном образовании Нейзидлера сведений не сохранилось. В 1530 г. переехал в Нюрнберг, в том же году там же женился. В 1531 г. получил нюрнбергское гражданство. После смерти жены в 1556 г. женился вторично (вторая жена умерла в 1562 г.). На всём протяжении жизни преподавал игру на лютне (заслужил в Нюрнберге репутацию авторитетного учителя), а также сам конструировал лютни. В 1536—1549 гг. опубликовал 8 сборников лютневой музыки.

Один из наиболее значительных композиторов-лютнистов в Германии XVI века, писавший во всех принятых тогда музыкальных жанрах. Обширную часть его лютневого репертуара составляли обработки-интабуляции немецких песен, французских шансон, итальянских мадригалов и пьес танцевального жанра, даже латинских мотетов. С точки зрения техники композиции наследие Нейзидлера также отличается разнообразием — от двухголосных дидактических пьес для начинающих лютнистов до виртуозной музыки с элементами полифонии и (редко) импровизационной «фантазийной» фактуры.

Предисловие Нейзидлера к сборнику 1536 года «Ein newgeordnet künstlich Lautenbuch» — ценное историческое свидетельство методики самостоятельного обучения на лютне.

Наиболее известное сочинение Нейзидлера — «Еврейский танец» (1544), который Вилли Апель называет «первым образцом музыкальной сатиры»[2]. Комичный эффект создаёт полимодальное противопоставление Cis-лидийского в мелодии и D-квинтоктавы в аккомпанементе[3]. Лютневая табулатура сопровождается примечанием Нейзидлера, касающимся характера музыки: