Неорококо


Неорококо — один из неостилей в европейском искусстве периода историзма. В разных странах Западной Европы и в России этот неостиль имел различные наименования, идейные основы, иконографические источники и хронологические границы. Специалисты выделяют «второе», «третье» и «четвёртое» рококо[1]. Во Франции второе рококо именовали «стилем реставрации», «стилем Карла Х» (1824—1830) и «стилем Луи-Филиппа» (1830—1848). В Англии это «ранний викторианский стиль». Третье рококо 1860—1880-х годов, более эклектичное, чем второе, с элементами шинуазри, иронично именовали «стилем Помпадур». В Австрии в это же время возрождали «стиль Марии-Терезии» 1740—1780-х годов. Краткий период «четвёртого рококо» в Австрии, Германии и России пришёлся на период модерна (1890—1910-е годы)[2].

Стилизации неорококо, как и первого рококо, не нашли отражения в архитектуре, но проявились в оформлении жилых интерьеров, в фарфоре, в частности в Майсене, мебели и предметов быта, рисунках тканей, а также в моде: видах и стиле одежды, ювелирном искусстве.

После наполеоновских войн и поражения Бонапарта всё связанное с французским ампиром подвергалось остракизму. В Пруссии возник стиль «прусского эллинизма", в Австрии — второе рококо. Во Франции неорококо именовали «стилем Реставрации», или «легитимистским» (законным) стилем. В Англии возникла вторая волна готического возрождения. В других странах также получили развитие неоготика, неоренессанс, необарокко. Позднее во Франции — «стиль Наполеона III», или второй ампир.

Стиль неорококо зародился во Франции; где его рассматривают как запоздавший «королевский стиль» и именуют стилем Луи-Филиппа. В Англии ему соответствует ранний викторианский стиль. Новый стиль был одним из политических средств реставрации правления династии Бурбонов и потому усиленно пропагандировался и насаждался в Европе. Наибольшей популярностью неорококо пользовалось у мастеров Австро-Венгрии. В 1840-х годах неорококо потеснило позиции бидермайера и от единичных предметов проникло в массовое производство. Распространению моды на «второе рококо» способствовали выпуски альбомов с проектами интерьеров и мебели, а также художественно-промышленные выставки. Третья Венская выставка 1845 года проходила под знаком неорококо. Большим успехом пользовалась мебель в этом стиле и на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 года. В большинстве стран Европы мода на рококо продержалась до 1860-х годов; последний всплеск популярности пришёлся на 1880-е.