Николадзе, Яков Иванович


Яков Иванович Никола́дзе (груз. იაკობ ივანეს ძე ნიკოლაძე; 1876—1951) — советский грузинский скульптор и педагог, основоположник современной грузинской скульптуры. Народный художник Грузинской ССР (1946). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1946, 1948). Член ВКП(б) с 1939 года.

Я. И. Николадзе родился 16 (28) мая 1876 год в Кутаиси. Учился в Строгановском училище в Москве (1892—1894), Одесской рисовальной школе (1894—1895) и (1897—1898), в Париже (1899—1901) и (1904—1910). Более года работал у О. Родена. В Париже скульптор создал одно из лучших своих произведений дореволюционного периода — надгробие выдающемуся грузинскому писателю и общественному деятелю Илье Чавчавадзе. Этот памятник был установлен в 1913 в Тифлисе на могиле Чавчавадзе на горе Мтацминда. В этот же период Николадзе создал большую серию портретов своих современников, деятелей грузинской культуры: артиста В. Алекси-Месхишвили (1897, Государственный театральный музей, Тбилиси), писателя Ш. Арагвиспирели (1902) и поэта В. Гаприндашвили (1915; оба в Доме-музее Николадзе, Тбилиси).

Выполнил скульптурное оформление павильонов «Панорама чёрного города Баку» товарищества братьев Нобель и конъячного завода Д. З. Сараджишвили на Кавказской юбилейной выставке предметов сельского хозяйства и промышленности (1901).

Автор победившего на конкурсе проекта государственного флага Грузинской Демократической Республики (1918—1921).

В первые же годы Советской власти Николадзе активно включился в борьбу за становление грузинской социалистической культуры. Он стал первым педагогом и бессменным руководителем скульптурного факультета, открытой в 1922 году Тбилисской Академии художеств, воспитателем первых поколений грузинских скульпторов.

Николадзе участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды в Грузии, предусматривающего сооружение памятников выдающимся революционерам, государственным и общественным деятелям, представителям науки и культуры. По его проектам в парках Тбилиси были установлены памятники-бюсты писателям Церетели (1924) и Ниношвили (1923), революционеру Камо (1924)[1]. В 1937 фасад здания филиала Всесоюзного института марксизма-ленинизма в Тбилиси украсили исполненные скульптором два горельефа, на одном из которых изображен народ, идущий на штурм самодержавия, на другом — народ, строящий новую жизнь.