Новый дворец (Потсдам)


Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси для официальных приёмов. Считается последним примером стиля барокко в Пруссии.

В качестве музея входит в «Фонд прусских дворцов и садов Берлина — Бранденбурга». Некоторые кампусы Потсдамского университета расположены в здании дворца.

Проект и место для дворца Фридрих II выбрал ещё до Семилетней войны. Предпочтение вместо фридерицианского рококо отдавалось палладианству. За основу взяты английский Замок Говард и голландский дом Кловенирсбюргваль[de] № 29, который в мирное время в Нидерландах впечатлил Фридриха[4]. Строительство началось после окончания войны, в память о которой напротив установлены 24-метровые триумфальные ворота[5]. Здание выполнено более сдержанно, без излишества скульптур и украшений, чтобы, по определению самого Фридриха, это не выглядело «Fanfaronade» (хвастовством и позёрством)[6]. Здание украшают три Грации: Аглая (красота), Евфросина (радость), Талия (изобилие). С апреля по октябрь приглашённые высокопоставленные гости и родственники короля посещали торжественные церемонии и внутренний театр[7] по случаю окончания строительства пышного дворца и демонстрации политической силы[8]. Незамужняя сестра короля Анна-Амалия выступила в качестве хозяйки дома, поскольку королева Елизавета Кристина, согласно желанию её супруга, не присутствовала[7].

После смерти короля Фридриха в 1786 году дворец редко использовался для официальных церемоний. В 1859 году кронпринц Фридрих Вильгельм, будущий император Фридрих III жил здесь в летние месяцы с семьёй. Во время своего 99-дневного правления (9 марта — 15 июня 1888) переименовал дворец во Фридрихскрон (нем. Schloß Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Его сын последний император Вильгельм II оснастил дворец паровым отоплением и электрическим освещением, в некоторых покоях устроены ванные комнаты, а в 1903 году у северной лестницы установлен лифт. До 1918 года дворец оставался летней резиденцией германского императора и его супруги Августы Виктории, и экскурсии были невозможны. После Ноябрьской революции 1918 года и отречения кронпринца Вильгельма в 1919 году дворец превращён в музей. После Второй мировой войны дворцу теперь вернули облик фридерицианского рококо.

Фридрих Великий придерживался стиля барокко до конца своих дней, хотя в Европе набирал популярность классицизм, и потому в отличие от барочного дворца Сан-Суси он планировал строительство нового дворца в том же стиле, но с некоторыми новациями. Уже выстроивший Китайский чайный домик и Картинную галерею в Сан-Суси Йоханн Готтфрид Бюринг[de] получил заказ на проектирование гостевого дворца, в чём ему помогал Генрих  Людвиг Мангер[de]. Из-за разногласий проект передали Карлу фон Гонтарду, который заканчивал общий проект и оформление интерьеров.