Одежда в иконописи


Одежда в иконописи была предметом особых дискуссий среди религиозных философов и богословов. Икона трактовалась как окно в инобытие, в особый потусторонний духовный мир. Отсюда изображения следовали строгому канону, образы приобретали символическое значение, прямая перспектива отсутствовала. Отсюда возникал вопрос: сохраняется ли в духовном мире одежда? Василий Розанов полагал, что поскольку одежда подразумевает сокрытие, то в грядущем духовном мире люди будут обитать в свете Божества нагими, поскольку до Грехопадения Адам и Ева одежд не носили (Быт. 2:25). Павел Флоренский в своём труде «Иконостас»[1] возражает, что на иконах святые всегда облачены в одежды. Даже распятый Иисус Христос имеет набедренную повязку[2]. В библейских пророчествах также говорится, что праведники будут носить белые одежды (Отк. 3:18).

Несмотря на существование канона одеяния святых имеют вариации. Сам Бог Саваоф обыкновенно изображается в виде седовласого старца с нимбом. Его одеянием служит белый хитон c розовым отливом, поверх которого наброшена зелёная накидка-гиматий[3]. Хитон на иконах представлял длинную, подпоясываемую и одеваемую через голову рубаху с рукавами[4]. Вплоть до времени Боговоплощения святые неизменно носят рубахи-хитоны и накидки-гиматии. Цвета могут быть различны. Красный хитон носит Иисус Христос[5]. В синий облачены Богородица[6], апостолы Пётр, Павел[7] и Андрей[8]. Схожую (голубую) расцветку имеет хитон Моисея[9]. А вот у праотца Ноя хитон может быть либо зелёным[10], либо розовым[11].

Соответственно, накидка-гиматий может иметь разные цвета. Христос носит синий гиматий[5]. У Андрея накидка зелёная (как у Саваофа)[8]. Киноварный (алый) гиматий поверх рубахи носит Ной[10] и Георгий Победоносец[12]. Моисей облачён в розовый гиматий[9]. Апостол Пётр изображается в жёлтом (охристом) плаще поверх синего хитона, а плащ Павла вишнёвый[7]. В гиматий на голое тело облачена Мария Египетская[13].

Римским названием хитона является туника. В разных переводах Библии русское слово риза (Быт. 3:21) имеет соответствие как хитон (Септуагинта), туника (Вульгата) и coat (Библия короля Якова). Так синий хитон Богородицы часто называется туникой[14]. В тунику облачён и праотец Авраам[15]. Специфической одеждой взлохмаченного и темноволосого Иоанна Крестителя является власяница — грубый короткий шерстяной хитон без рукавов[16].

Богородица поверх хитона (туники) носит не гиматий, а коричневый мафорий, который покрывает ей голову[6].

Нередко на иконах можно видеть святых, предстающих в виде воителей. Таковы архангел Михаил[17], Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат, Меркурий Смоленский, Георгий Победоносец[18] и Святой Христофор[19]. Они изображаются с оружием в руках, носят доспехи, короткие хитоны-тельники[18], сапоги-кампаги[18] и красный гиматий[12].