Обозначения союзников для японских самолётов Второй мировой войны


Обозначения союзников для японских самолётов Второй мировой войны — кодовые отчётные имена, присвоенные союзниками по антигитлеровской коалиции японским самолетам во время Тихоокеанской кампании Второй мировой войны. Имена использовались персоналом союзников для идентификации самолетов, эксплуатируемых японцами, в целях описания и отчетности. Как правило, западные мужские имена давались истребителям, женские имена — бомбардировщикам, транспортым самолётам и разведчикам, названия птиц — планерам, названия деревьев — учебным самолетам.

Использование названий, возникших в середине 1942 года, стало широко распространяться среди союзных войск с начала 1943 года до конца войны. Многие последующие западные историки войны продолжали использовать эти имена.

В течение первого года Тихоокеанской войны, начавшейся 7 декабря 1941 года, персонал союзников часто пытался быстро, лаконично и точно идентифицировать японские самолеты, встречавшиеся в бою. Они сочли японскую систему обозначений сбивающей с толку и неудобной, поскольку она давала каждому самолету по два имени. Один был буквенно-цифровым кодом проекта производителя, а другой — официальным военным обозначением, которое состояло из описания самолета и года, когда он был принят на вооружение. Например, военное обозначение истребителя Mitsubishi A5M было «Navy Type 96 Carrier Fighter». Тип 96 означал, что самолет поступил на вооружение в 2596 году по имперскому календарю, что эквивалентно 1936 году по григорианскому календарю. Однако другие самолеты, вступившие в строй в том же году, имели тот же типовой номер, например, палубный бомбардировщик Aichi D1A и бомбардировщик-штурмовик Mitsubishi G3M.[1] Путаницу усугубляло то, что армия и военно-морской флот США имели свои собственные системы для идентификации японских самолетов. [2]

В середине 1942 года капитан Фрэнк Т. Маккой, офицер военной разведки ВВС США из 38-й бомбардировочной группы, приписанной к подразделению технической воздушной разведки союзников в Австралии, задумал разработать более простой метод идентификации японских самолетов. Вместе с техником-сержантом Фрэнсисом М. Уильямсом и капралом Джозефом Граттаном Маккой разделил японские самолеты на две категории — истребители и все остальное. Он назвал истребители именами мальчиков, а прочие самолёты — именами девочек. Позже учебные самолеты были названы в честь деревьев, [3] [4] одномоторным самолетам-разведчикам были присвоены мужские имена, а многодвигательным самолетам того же типа — женские. Транспортным средствам дали имена девочек, которые начинались на букву «Т». Планерам дали названия птиц. [2]