Mitsubishi G3M


Mitsubishi G3M ВМС Императорской Японии (яп. Кайгун кю-року-сики рикудзё когэкики/Мицубиси дзи-сан-эму)[1] — цельнометаллический торпедоносец берегового базирования ВМС Императорской Японии Второй мировой войны. Разработан в авиационном КБ завода Мицубиси под руководством Киро Хондзё. Условное обозначение ВВС союзников — Нел (Nell), условное обозначение ВВС РККА — СБ-96. Принят на вооружение ВМС Императорской Японии летом 1936 г. Строился малой серией в 1936-1943 гг.

С начала 1930-х гг. авиация ВМС Императорской Японии начала наращивать свой ударный, прежде всего, торпедоносный потенциал. Тяжёлые береговые торпедоносцы рассматривались как средство расширения океанского радиуса авиации ВМС и компенсации неблагоприятного положения, сложившегося в связи с ограничениями Вашингтонского договора 1922 г.[2] В 1932 году ГУ[англ.] авиации ВМС (капитан 1-го ранга И.Ямамото) разработало трёхлетний план развития авиации для ликвидации разрыва в силах с ВМС сильнейших держав. По сложившейся традиции ВМС Императорской Японии предпочитали иметь на вооружении типы техники, отвечавшие нуждам ВМС[3]. В авиации ВМС торпедоносцы обозначались термином ударный ЛА (яп. когэкики), что в авиации Сухопутных войск обозначало штурмовик. Термин бомбардировщик (яп. бакугэкики) в ВМС служил для обозначения пикировщиков.[4].

Прототипом дальнего торпедоносца стал разработанный КБ Мицубиси в 1934 г. опытный Ka-15. Образец представлял среднеплан с убираемым шасси[5] и силовой установкой Д-91[яп.] (трёхрядный жидкостного охлаждения, 12-цил./27 л, 500 л. с.) двигателестроительного КБ № 11[яп.] ВМС (в/ч Хиро[англ.]). С лета 1935 г. по лето 1936 г. были построены 20 опытных машин с различными винтомоторными группами. В свете бурного развития авиации 1930-х гг. новые машины начинали устаревать ко времени поступления в строй. по результатам боевых действий в Китае ГлШ ВМС не удовлетворяли малая дальность и скорость и слабое вооружение машины. Вскоре после принятия ДБ-96 было принято решение о начале работ по ДБ-1 следующего поколения. Решение о серийном производстве принято летом 1936 г. На первых 34 серийных ДБ-96 устанавливались двигатели Венера-3 (яп. Кинсэй) КБ Мицубиси (радиальный двухрядный воздушного охлаждения, 14-цил./36 л, 910 л. с.). Вторая модификация получила Венера-4 (1,1 тыс. л. с.) и баки большего объёма, на третьей усилено бортовое вооружение. Всего построено 1048 ед. ДБ-96 всех модификаций, часть которых переоборудована в ВТС и гражданские самолёты..

В 1939 г. ВМС, испытывавшие недостаток в штабных ЛА управления, приняли решение о переоборудовании части ДБ-96 в ВТС- 96. На штабных машинах было демонтировано вооружение, установлены фюзеляжные баки и пассажирская кабина на 10 мест. Во время войны часть ВТС- 96 использовалась для десантирования. Транспортные самолёты выпускались компанией Yokosuka под маркой L3Y.