Mitsubishi G4M


Торпедоносец берегового базирования «Тип 1», ( (яп. 一式陸上攻撃機 Иссики рикудзё: ко:гэкики)) «Мицубиси» G4M ( (яп. 三菱G4M Мицубиси Дзи:-Ён-Эму))— японский средний торпедоносец морской авиации времён Второй мировой войны. Условное обозначение ВВС союзников — «Бетти» (англ. Betty). Проект разработан авиационным КБ завода «Мицубиси» в 19371940 годах, серийно производился в 19411945 годах и был одним из основных японских торпедоносцев Второй мировой войны.

Ещё с начала 1930-х годов ВМС Японии начали наращивать бомбардировочный и торпедоносный потенциал своей авианосных частей (ОАП ВМС, (яп. 航空隊 кокутай)). В 1932 году адмиралом И.Ямамото была начата трёхлетняя программа развития авиации ВМС, направленная на ликвидирование отставания Японии в этой области от ведущих мировых держав.

Тяжелые бомбардировщики-торпедоносцы берегового базирования, действующие с передовых полевых аэродромов ВМС в то время рассматривались как средство увеличения дальности действия авиации ВМС в Тихом океане и компенсации отставания боевых возможностей ВМС от других держав Тихоокеанского региона, вызванный вынужденностью для Японии соблюдения условий Вашингтонского морского соглашения от 1922 г.[2].

По исторически сложившейся в Японии традиции японские ВМС имели собственную, параллельную всем остальным видам вооруженных сил военную инфраструктуру и вместо унификации предпочитали иметь на вооружении отдельные типы техники, отвечавшие исключительно нуждам ВМС[3]. В авиации ВМС самолёты-торпедоносцы обозначались термином «ударный самолёт» (яп. 攻撃機 когэки-ки)авиации Сухопутных войск использовавшегося в значении «штурмовик»), в то время, как термин «бомбардировщик» (яп. 爆撃機 бакугеки-ки) в авиации ВМС служил для обозначения самолётов-пикировщиков.

Cамолёты авиации ВМС класса «когэки» проектировались в первую очередь с расчетом на доставку авиационных торпед (хотя они могли также нести на внешней подвеске и традиционную бомбовую нагрузку), а традиционные бомбардировщики предназначались для прицельного бомбометания по кораблям с пикирования.[4].

Первым массовым торпедоносцем берегового базирования авиации ВМС Японии стал средний торпедоносец «Тип 96». Однако, его дальность и скоростные характеристики вкупе с недостаточным оборонительным вооружением (пулемёты винтовочного калибра) не удовлетворяли командование ВМС. В свете бурного развития авиации 1930-х гг. характеристики боевых самолётов начинали устаревать уже ко времени начала поступлений в войска. В апреле 1936 г., вскоре после принятия среднего торпедоносца «Тип 96» на вооружение ВМС, было принято решение о начале работ по торпедоносцам нового поколения.