Окситанцы


Прованса́льцы (оксита́нцы, фр. Occitans) — этническая группа французов, проживающая в исторической области Окситания. Сегодня такой национальности нет, но в IX—XII веках в Южной Франции существовала такая народность, имевшая собственный язык, отличный от французского, и свою самобытную культуру. Новопровансальский язык сохранился теперь только в немногих районах в бытовой речи. Регион расселения провансальцев занимал почти треть современной Франции. Сюда, кроме Прованса, входили такие исторические провинции, как Руссильон, Фуа, Овернь, Гасконь, Беарн, Лимузен, Наварра, Аквитания и Гиень, а также Лангедок. Иногда название Лангедок относили ко всем этим землям.

Ланг д’ок значит «язык ок», в отличие от северофранцузского, который называли ланг д’ойль (язык ойль). Ок и ойль — это частица «да» на том и другом языках. Провансальский называют ещё окситанским, а народ — окситанцами. Он имел диалекты: собственно провансальский, руэргский, гасконский, лимузенский. На гасконском диалекте говорил известный по французским романам король Наварры, а позже и Франции, Генрих IV.

В средние века в Провансе процветала богатая литература, главным образом поэзия. Местные рыцари, участники крестовых походов, писавшие стихи, назывались трубадурами. Их язык являлся тогда международным языком Средиземноморья. В Провансе сложился культ «Прекрасной Дамы» и служения ей. Вероятно, этот культ «Прекрасной Дамы» был пережитком местных дохристианских верований, в частности, обычая поклонения Богине-Матери, или лунной богине, носившей у кельтов имя Кори, положенном, в частности, в основу учения неоязыческой религии Викка.

В период крестовых походов из Болгарии сюда проникли идеи секты богумилов. Здесь они получили название катаризма. Катар по-гречески — чистый. Они называли себя совершенными, отрицали догматы католической церкви, осуждали саму эту церковь, называя её «синагогой Сатаны». Это учение представляет собой гностицизм, сходный с восточными учениями, в основе которого — стремление к совершенству. Катары презрительно относились к сексу, и даже к браку. Как пишет Жерар де Седruen, «Прекрасная Дама» — это иносказательно церковь катаров. Они имели свою церковь, своих епископов и священников. А служба рыцаря даме — это служба самой церкви и религии катаров.