Оммаж (искусство)


Омма́ж (от фр. hommage — признательность, дань уважения) в искусстве — работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту и т. п.

Изначально термин означал одну из церемоний символического характера в феодальную эпоху. Это была присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков и заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.

С 1 декабря 1945 г. по 17 января 1946 г. Пабло Пикассо в технике литографии работал над своей знаменитой серией «Бык» — «Le Taureau». В 1973 г. американский художник, представитель поп-арта Р. Лихтенштейн создал несколько оммажей в память о Пикассо. Он по-своему представил знаменитую серию литографий Пикассо. Лихтенштейн не пытается выявить некую «основу» образа быка, он играет с изображением так, как это сделал бы, например, художник-авангардист Казимир Малевич. Его занимает не столько форма или структура изображаемого предмета, сколько декоративная поп-арт-игра цветными плоскостями изображения и возможность геометрической интерпретации образа. На конечной стадии превращений мы видим уже полностью абстрактную геометрическую композицию.

Гравюра Эжена Каррьера, известная под двумя названиями — «Утешение» и «Оммаж Толстому» — была создана художником в знак преклонения перед гением русского писателя. Репродукция литографии была опубликована в издании La Plume («Перо») в октябре 1901 года. Под нею имелась надпись: «Восхищение представляется мне наивысшей формой признательности. Я глубоко восхищаюсь Толстым и счастлив это сказать. 5 мая 1901 года. Эжен Каррьер»[1].

Визуальное решение фильма «Меня там нет» (I’m Not There, 2007) режиссёра Тодда Хейнса, снятого по мотивам творчества и биографии американского автора-исполнителя Боба Дилана, представляет собой оммаж европейскому и американскому кинематографу 1960—1970-х гг.

В сериале Netflix «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016—2021), кроме традиционных для школьного сериала локаций — школьный двор, столовая, коридор у шкафчиков — центральными становятся следующие: школьная радиорубка, лес, который наделяется магическими функциями, шалаш в лесу, семейный гараж. Выдержанное, стильное и лаконичное линейное повествование разделено на главы и представляет собой оммаж детским приключенческим фильмам 1980-х годов. Он полон аллюзий на «Гунни», «Инопланетянина», «Останься со мной», «Исследователей». Вайнона Райдер в роли обезумевшей от горя матери, скупающей фонарики в надежде наладить связь с пропавшим сыном, — цитата из ранней фильмографии актрисы, получившей популярность благодаря ролям странных подростков, чувствующих свою связь с потусторонним миром.