Операция «Дэдстик»


Рота «D» 2-го батальона Оксфордширского и Букингемширского полка лёгкой пехоты[англ.] 180 человек
7-й парашютный батальон ~200 человек
Экипажи шести планёров Хорса эскадрильи «C» Полка пилотов планёров 12 человек

Охрана мостов из состава 716-я пехотной дивизии[англ.] ~50 человек
21-я танковая дивизия 12 350 человек
127 танков
40 самоходных орудий[1]

Операция «Дэ́дстик» (Deadstick с англ. — «в авиации: посадка с выключенным/неработающим двигателем»; известна также, как операция «Coup de Main»[2]) — кодовое название операции, осуществлённой 6 июня 1944 года британским воздушным десантном в ходе высадки в Нормандии во время Второй мировой войны[3]. Её целью был захват невредимыми и удержание двух стратегически важных автомобильных мостов через Канский канал[фр.] и реку Орн. Эти сооружения находятся всего в нескольких сотнях метров друг от друга и изначально назывались по именам соседних коммун Бенувильским и Ранвильским. По ним пролегала автодорога — единственный в восточном направлении выход на оперативный простор для британских войск, высаживающихся на пляже «Сорд». По данным разведки мосты были хорошо защищены немцами, тщательно охранялись и были заминированы для уничтожения. После захвата требовалось их удерживать, отбивая контратаки, до подхода основных сил — коммандос и пехоты с места высадки на побережье.

Эта миссия была ключевой составляющей успеха операции «Тонга», высадки британского воздушного десанта в Нормандии. Если бы противник успел уничтожить мосты, то 6-я воздушно-десантная дивизия[англ.] оказалась бы отрезанной от остальных войск Союзников двумя водными преградами. А если бы немцы сумели их удержать, то могли бы перебросить по ним свои танковые дивизии и нанести удар по высаживающимся войскам.

Задача была успешно выполнена штурмовой группой, которая представляла собой усиленную роту «D» 2-го батальона Оксфордширского и Букингемширского полка лёгкой пехоты[англ.] 6-й воздушно-десантной бригады[англ.] 6-й воздушно-десантной дивизии, состоявшей из шести пехотных и одного приданного сапёрного взвода королевских инженеров при поддержке роты 7-го парашютного батальона. Штурмовую группу из Англии непосредственно к мостам доставили в темноте с исключительной точностью шесть планёров Airspeed Horsa. Рота подкрепления была высажена на парашютах. При десантировании до 60 % её личного состава и бо́льшая часть снаряжения были рассеяны на значительной площади. Поэтому до подхода основных сил с побережья британские десантники с трудом отбивали атаки моторизованных частей вермахта, испытывая существенный недостаток в живой силе и тяжёлом вооружении.