Ордынский выход


Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшийся русскими землями Золотой Орде в XIIIXV веках, включая и земли Южной Руси, вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства.

Активно действовавший при жизни Чингисхана и его преемнике Угедэе первый министр Елюй-Чуцай разработал общеимперские принципы обложения ордынским выходом (данью) покоренных земель. При этом ему пришлось преодолеть сопротивление консервативной части степной аристократии, призывавшей каана к поголовному истреблению покоренного населения и использования освободившихся после этого пространств для нужд кочевого скотоводства. С помощью цифровых выкладок Елюй-Чуцай доказал во много раз большую выгодность обложения завоеванных народов данью, а не их истребление. В результате был утвержден долевой принцип распределения дани с завоеванных территорий, согласно которому общее количество налоговых и даннических поступлений распределялось следующим образом. Строго определенная часть от общей суммы отчислялась в казну Монгольской империи и отправлялась в столицу Каракорум. Обоснованием такого решения являлось то, что в завоевательных походах участвовали имперские армейские соединения, возглавлявшиеся обычно несколькими чингизидами. Кампанию 12361240 годов по завоеванию Восточной Европы возглавляли 12 принцев-чингизидов, причем каждый из них привёл свои собственные войска, общее руководство которыми осуществлял хан Бату. В соответствии с этим каждый из принцев имел право претендовать на свою долю доходов с завоеванных территорий. Третьим претендентом на собранную дань выступал сам глава вновь образованного улуса (части империи), в который входили все завоеванные земли. В данном случае то был хан Бату и его наследники.

Согласно разработкам Елюй-Чуцая для определения общей суммы дани с покоренных земель и вычисления процентов, причитающихся каждому участнику, необходимо было провести полную перепись населения, облагаемого налогами. Из русских летописей следует, что монгольское правительство не доверяло осуществление этой процедуры улусным ханам, а присылало для переписи своих «численников». Именно эти чиновники в полном соответствии с кочевническими традициями подразделяли всё население по привычной десятичной системе. Причём счет вёлся не по душам, а по семейно-хозяйственным единицам. В Центральной Азии такой единицей  являлся кочевой аул, а на Руси двор (усадьба).