Осминин, Иван Яковлевич


Ива́н Я́ковлевич Осми́нин (ок. 1787 — 28 августа 1838 года) — русский кораблестроитель, корабельный мастер, построил более 35 судов различного класса и ранга, среди которых бриг «Меркурий» удостоенный высшей награды для кораблей — кормовым Георгиевским флагом и первый 120-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Варшава»; начальник корабельных инженеров и председатель Учётного кораблестроительного комитета Черноморского флота, полковник Корпуса корабельных инженеров.

В 1799 году Иван Осминин поступил в Училище корабельной архитектуры в Санкт-Петербурге[1], где за успехи в учёбе 19 октября 1803 года был награждён золотыми часами. 17 августа 1805 года окончил училище (первый выпуск училища), произведён в драфцманы и чин 12 класса. Был отправлен в командировку в Англию для повышения квалификации[2].

В 1808 году, после завершения обучения в Англии, вернулся в Россию, где был назначен помощником корабельного мастера. В 1811 году стал преподавателем в Училище корабельной архитектуры. В 1813 году «по самонаиважнейшей казённой надобности» был командирован в Кёнигсберг. Во время осады Данцига занимался ремонтом судов флотилии, которая бомбардировала город. Был награждён Орденом Святого Владимира IV степени «за успешное исправление флота после сражений, бывших при осаде города Данцига»[2].

2 марта 1817 года Иван Яковлевич Осминин был произведён в 9 класс и переведён из Санкт-Петербурга в Николаев, а затем — в Севастополь. 28 февраля 1819 года в Севастопольском адмиралтействе заложил из крымского дуба 20-пушечный бриг «Меркурий» и 7 мая 1820 года спустил его на воду. В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны (1828—1829 г.г.) бриг под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом[3].

В 1820 году Осминин был произведён в корабельные мастера. 18 ноября 1820 года заложил 6-пушечный транспорт «Лебедь»[4], а 19 ноября — 12-пушечный катер «Сокол», завершил постройку судов и спустил их на воду в августе 1821 года[5]. В сентябре 1821 года приступил к постройке 34-пушечного шлюпа «Диана»[6]. В 1822 году построил 8-пушечную яхту «Голубка», которая использовалась для описи берегов Чёрного и Азовского морей[7] и люгер «Стела»[2]. В феврале 1822 года за отличие был произведён в 8 класс[2].

В феврале 1823 года заложил 10 пушечную требаку «Утка»[8], в сентябре того же года спустил на воду шлюп «Диана»[6] и сразу же начал строительство 6-пушечной бригантины «Елисавета» (спущена на воду 19 июля 1824 года)[9]. В 1825 году построил 6-пушечный катер «Жаворонок»[5] и заложил 36-пушечный фрегат «Рафаил»[10], в 1826 году спустил на воду 22-пушечный бриг «Пегас»[11] и приступил к строительству 10-пушечной бригантины «Нарцисс»[9].