Отец Браун


Оте́ц Бра́ун (англ. Father Brown; в переводах встречается также вариант патер Браун) — вымышленный персонаж, герой детективных рассказов и романов Гилберта Кита Честертона, католический священник и детектив-любитель. Описывается как низкий толстоватый человек с неприметной внешностью, рассеянный и подчас смешной, однако обладающий острым умом и умеющий понять взгляды и мотивы другого человека.

Отец Браун — католический священник из маленькой английской деревни, который параллельно занимается раскрытием преступлений. Его мотивацией является спасение души виновного, побуждение того к покаянию и, тем самым, спасение от мук ада. Полицейские относятся к его расследованиям весьма неодобрительно, особенно с учётом того, что он обычно превосходит их по итоговым результатам. Во многих рассказах отца Брауна сопровождает друг и помощник Эркюль Фламбо — сначала преступник, а затем частный сыщик.

Основной метод отца Брауна при расследовании преступлений — поставить себя на место другого человека и вообразить, как (и ради чего бы) он сам совершил то или иное преступление; это удаётся ему даже в отношении отпетых негодяев благодаря христианскому смирению. Далеко не всегда Браун стремится наказать преступника; часто он ограничивается поучением или же исповедью.

Прототипом Брауна послужил священник Джон О’Коннор[англ.], знакомый Честертона, сыгравший важную роль в обращении писателя в католичество (в 1922 году). В нём Честертона поражало неожиданное знакомство с самыми тёмными, греховными сторонами человеческой души и одновременно необыкновенная внутренняя чистота. В 1937 г. О’Коннор опубликовал книгу «Отец Браун о Честертоне».

В рассказе «Око Аполлона» (англ. The Eye of Apollo) единственный раз упоминается инициал имени отца Брауна: Джей (J). Существует предположение, что это аллюзия на имя «Джон», по аналогии с прототипом Брауна, отцом Джоном О’Коннором.

Период, к которому относится действие рассказов — конец XIX века (см. рассказ «Неверный контур»): «цепь странных, впрочем, подлинных событий, случившихся на Троицу в тысяча восемьсот не помню точно каком году». Также это можно вывести из хронологии рассказа «Сломанная шпага». С другой стороны, во многих рассказах есть указания на гораздо более позднее время действия, вплоть до 1920-х (повсеместное распространение автомобилей, гражданская и военная авиация, упоминания СССР).