Офиты


Офи́ты, или офиане (др.-греч. ὀφῖται от др.-греч. ὄφις — «змея», «змей»; лат. ophitae; др.-рус. ӡмииници), также наасены[англ.][1] или нахашены (naaseni, от др.-евр.נחש‏‎, [на’хаш], «змея»), — гностические секты, почитавшие змею как символ высшего знания, видя в ней тот образ, который приняла верховная Премудрость или небесный Эон София, чтобы сообщить первым людям, которых ограниченный Демиург хотел держать в детском неведении, истинные знания[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как фаллический культ.

Церковный историк В. В. Болотов характеризовал учение офитов как близкое к язычеству, в связи с чем предполагал его связь с древними змеепоклонническими культами (офиолатрией). По его мнению, офиты находились от христианства дальше других гностиков и появились ещё до рождения Христа[3]. По другим сведениям офиты отделились от василидиан, последователей Василида (II век)[4].

Помимо наасенов, считавших созвездие Дракона символом своего Логоса или Христа[5], к офитам также иногда относят представителей сетианского (в дореволюционной русской литературе — сефианского, или сифианского) гнозиса.

Вся группа вышеупомянутых сект признавала змея из рая олицетворением мудрости, ибо мудрость снизошла на землю путём познания добра и зла, а этим познанием люди обязаны змею[1].

Культ змеи, связанный с фаллизмом, — один из самых распространенных культов во всех народных религиях; по всей вероятности, офитский гнозис заключал в себе традиционные мистерии этого культа и скрытое учение, с ним связанное и представлявшее различные видоизменения по племенам и эпохам[2]. В качестве известного символа змей встречается в мистериях Индии, Вавилонии, Египта, Греции, Финикии и Сирии[1]. Еретический офитский гнозис, по-видимому, был особенно распространен в Египте в связи с древним почитанием того божественного змея, которого греки называли «благим богом» (Агатоде́мон; Агафоде́мон; Αγαθοδαίμων).[2]

В большом почёте у офитов были Каин и Сиф (евр. Шет), которые, по их мнению, владели премудростью змеи. Другие гностики считали столпами мудрости Исава, Корея (евр. Кораха), содомлян и Иуду Искариота, считая в то же время Иакова и Моисея, являвшихся только орудием в руках Творца (Демиурга), ниже первых («Против ересей» — Ι, 31, § 2).[1]