Шейн, Павел Васильевич


Павел Васильевич Шейн (часто ошибочно Шеин) (белор. Павел Васільевіч Шэйн; 1826, Могилёв — 12 (25) августа 1900, Рига) — русский и белорусский этнограф, лингвист, фольклорист, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева, Бессонова, Гильфердинга, Даля, Киреевского, Рыбникова, Якушкина.

Родился в 1826 году в семье могилёвского купца-еврея Мофита Шейна[1]. Слабый от рождения, перенёсший в раннем детстве несколько серьёзных болезней, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоятельно, пользуясь советами меламеда, дававшего уроки его младшему брату. Под влиянием учителя «берлинера» («либерала»), будущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком (познакомился с грамматикой) и литературой.

Вследствие изданного в то время закона, ограничившего черту еврейской оседлости, отец Шейна не мог подолгу оставаться в Москве, с которой у него были торговые отношения. В 1843 г. он поместил сына в одну из городских больниц города Москвы (Ново-Екатерининскую); а так как больничные правила разрешали больным инородцам не пользоваться общим столом, то отец оставался при сыне для приготовления ему кошерной пищи. Здесь Шейн провёл три года. Один еврей из кантонистов выучил мальчика говорить и читать по-русски, доставал ему от студентов произведения русских писателей; ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. К этому времени относятся первые писательские опыты Шейна. В подражание немецким поэтам он сочинял стихи на идише, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был вполне сознательный переход Шейна в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение школы при лютеранской церкви св. Михаила, он показал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать русский язык в подготовительном отделении.

Сближение его с учителем Ф. Б. Миллером дало толчок культурным стремлением Шейна; он вступил в кружок живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка, М. Дмитриев, Раич, Рамазанов, Авдеев и др.), затем познакомился с Шевыревым, Аксаковым и Хомяковым, научившими его понимать и ценить произведения народного творчества. Отношения с писателями прерывались в 1851—1860 годах поездками Шейна по средней России; здесь он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянином и, поддавшись всеобщему увлечению народной литературой, сам стал собирать песни, начав в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему опубликовать этот материал, и к 1859 г. относится первый печатный труд Шейна: «Русские народные былины и песни» («Чтения в Обществе Истории и Древностей», кн. III, 121—170 с.).