Павловский дворец


Павловский дворец — памятник архитектуры XVIII — первой трети XIX веков. Расположен в Павловске, в центральном районе Павловского парка (Садовая улица, 20), вместе с которым образует дворцово-парковый музей-заповедник (ГМЗ) «Павловск».

До 1786 года строительством дворца занимался Чарлз Камерон, с 1796 по 1800 год архитектором построек дворца был Винченцо Бренна, в 1800 году к отделке был привлечён Джакомо Кваренги, с 1803 года — А. Н. Воронихин, в 1822 году К. И. Росси оформил один из фасадов[2].

Дворец стоит на возвышенности, река Славянка омывает её с трёх сторон. Предположительно Камерон планировал поднять уровень воды запрудами, чтобы здание отражалось в ней[3]; частично это было осуществлено, западный фасад отражается в воде запруды у Чёрного моста[4].

Изначально у дворца был главный трёхэтажный корпус и два флигеля, из главного корпуса в боковые[5], квадратные в плане[3], вели полукруглые низкие колоннады[5], образующие подковообразный двор[6]. Все фасады были сделаны разными, с учётом восприятия с расстояния[5]. Центр главного восточного фасада подчёркнут ризалитом и портиком[7] в семь осей[8] без фронтона (что подчёркивает горизонтальный протяжённый антаблемент) с попарно стоящими коринфскими колоннами. Первый этаж рустован, на нём находятся жилые помещения. Стены украшены плоскими арками с окнами и дверьми и нишами по сторонам от входа. На втором этаже находятся парадные залы, у его окон по сторонам от портика есть наличники и сандрики с треугольными фронтонами. Балконные двери застеклены, над ними — три круглых медальона с изображениями аллегорий искусств (Архитектуры, Скульптуры и Живописи[6]). На третьем этаже расположены служебные помещения, его фасад не украшен[7]. Здание окрашено в золотистый и белый цвета[6].

Ордер по сравнению с классическим обладает уменьшенным антаблементом, неполон, что создаёт впечатление лёгкости колоннады. Выбор коринфского ордера в целом редок для Камерона[7].

Над центральным Итальянским залом сделан купол[7] с низким широким барабаном (что смягчает переход от кубического корпуса к плоскому куполу), окружённый 64 каменными дорическими колоннами — этот приём в русской архитектуре Камерон использовал первым[8].