Памятник Петру I (Михайловский замок)


Памятник Петру I — бронзовый конный монумент Петру Великому, установленный перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. Первый конный монумент в истории русского искусства, созданный итальянским скульптором на русской службе Бартоломео Карло Растрелли.

Бартоломео Карло Растрелли — уроженец Флоренции, из обедневшего дворянского рода, знал архитектуру, скульптуру, бронзовое литьё и ювелирное дело. В 1698—1699 годах работал в Риме, но достойных заказов не находил и в 1699 году уехал в Париж, ко двору «Короля-Солнце» Людовика XIV. Во Франции он добился получения графского титула, но пышное итальянское барокко оказалось чужим для Франции, в Париже и Версале господствовал более классический стиль Людовика XIV. В 1715 году умер французский король и многие придворные художники вообще остались без заказов. Растрелли воспользовался возможностью работы в России и подписал контракт с агентами царя Петра. Вместе с сыном, будущим знаменитым архитектором, в ноябре 1715 года он выехал из Парижа и в следующем году прибыл в Петербург, обязуясь «работать во всех художествах и ремёслах»[1].

При дворе Анны Иоанновны (1730—1740) он намеревался работать архитектором, но вынужден был заниматься скульптурой. Растрелли выполнил из бронзы портрет А. Д. Меншикова (1716), бюст Петра I (1723), скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741). Он создал гипсовые прижизненную (1717) и посмертную (1725, позднее отлитую в бронзе) маски царя Петра по примеру создания французским скульптором Антуаном Бенуа «восковой персоны» короля Людовика XIV[2]. В ноябре 1721 года по снятой прижизненной маске Растрелли создал гипсовую голову царя, и на её основе — знаменитую «восковую персону» (1725). С 1992 года она экспонируется в Зимнем дворце Петра I (Эрмитаж).

Пётр Великий, как и для многих его современников, был кумиром скульптора Растрелли Старшего. Он мечтал создать монумент достойный личности царя-реформатора. Замысел прижизненной конной статуи царя родился ещё в 1716 году и зафиксирован в рисунках, выполненных Растрелли в 1716—1717 годах, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. На рисунках мы видим царя в античном одеянии, подобно римскому императору. Парящая фигуры Славы венчает его победным лавровым венком. По углам пьедестала помещены скованные фигуры пленников, полулежащие на военных трофеях. Цоколь украшен барельефом с изображением Полтавской битвы[3]. В дальнейшем Растрелли значительно упростил композицию, но в ней остался узнаваемым античный прототип: Конная статуя Марка Аврелия на Кампидолио (Площади Капитолия) в Риме. Другой прототип — знаменитая ренессансная конная статуя кондотьера (наёмного воина) Гаттамелата работы выдающегося флорентийского скульптора Донателло (1445—1453).