Пикарт, Питер


Пи́тер Пи́ка́рт (нидерл. Pieter Picart; 1668, Амстердам, Республика Соединённых провинций — 1737, Санкт-Петербург, Российская империя) — нидерландский гравёр, большую часть своей жизни работавший в России.

Обучался искусству гравирования в Голландии в мастерской своего отчима Адриана Шхонебека. Был нанят на работу в России Петром I в Амстердаме в 1698 году во время Великого посольства[7]. В 1702 году переехал в Москву, где был принят на работу в Оружейную Палату помощником Шхонебека. С 1705 года руководил гравировальной мастерской Оружейной Палаты. Через 3 года Пикарт был переведён на работу в гравировальную мастерскую при Московском Печатном Дворе. С 1714 по 1727 год работал в Санкт-Петербургской типографии. После упразднения Санкт-Петербургской типографии (1727) Пикарту была назначена пенсия от Синода[8].

Областью художественной деятельности Пикарта была оригинальная гравюра в техниках резца и офорта. За время пребывания в России мастер выполнил более пятидесяти произведений, из них лучшими работами мастера считаются конные портреты А. Д. Меншикова (около 1707) и Петра I (совместно с А. Ф. Зубовым, 1707—1721), «Полтавская баталия» (1710), «Вид Полтавского сражения» с конным портретом Петра I (совместно с А. Ф. Зубовым, 1715), портрет Петра I в полный рост на постаменте с изображением сражений, в окружении портретов русских князей и царей (1717)[9].

Широко известна и монументальная панорама «Вид Москвы из Замоскворечья» (1708) из собрания Государственного исторического музея, а также «Вид Санкт-Петербурга» (1714).

Произведения мастера хранятся во многих музеях, среди которых — Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.