Пилон, Жермен


Жермен Пилон (фр. Germain Pilon; 1525, Париж — 3 февраля 1590, Париж) — скульптор и художник-медальер французского Ренессанса. Наряду с Жаном Гужоном, Лижье Ришье и Пьером Бонтаном является одним из выдающихся скульпторов эпохи[5].

Жермен Пилон родился в 1525 году в парижском пригороде Сен-Жак, в семье резчика по камню Андре Пилона. Учился у отца и, вероятно, у Пьера Бонтана, осваивал искусство лепки моделей скульптур из терракоты и резьбы по камню. Имя двадцатилетнего Жермена упоминается в документах парижской гильдии ювелиров. В этот период он работал, вероятно, как медальер. Являясь королевским контролёром государственных клейм и монет (contrôleur des Poinçons et Monnaies du roi), Жермен Пилон освоил искусство литья и чеканки изделий из бронзы[6].

Жермен Пилон только начинал учиться скульптуре, когда в 1547 году скончался король-меценат Франциск I. Его сменил на троне Генрих II Валуа. В 1558 году смотритель королевских построек (surintendant des bâtiments du roi), архитектор Филибер Делорм поручил Жермену Пилону вылепить восемь скульптур «погребальных духов» (génies funèbres) или «фигур Фортуны», предназначенных для надгробия Франциска I, которую архитектор проектировал для Базилики Сен-Дени. По этому случаю Жермен создал статуэтку из белого мрамора, которая стала его первой известной работой. Этот «Погребальный гений», держащий перевёрнутый факел, напоминает работы Микеланджело и свидетельствует о мастерстве молодого скульптора, однако далее этого работа не пошла. Скульптуры и барельефы надгробия выполнил Пьер Бонтан.

Через два года для сада в Фонтенбло художник изготовил деревянные фигуры Меркурия, Марса, Венеры и Юноны под присмотром руководившего работами итальянского мастера Франческо Приматиччо. Известно также, что вместе с другими он работал над оформлением торжественного въезда в Париж нового короля Карла IX, в частности, создал скульптуры для двух арок на мосту Нотр-Дам.

Вся деятельность Жермена Пилона была связана с королевской службой. Верный католик, он выполнял множество церковных заказов. Он имел два дома в Париже, «вёл размеренную жизнь буржуа и оставил в трёх браках пятнадцать детей». Он любил новую и античную поэзию, читал Плутарха, собрал большую библиотеку. «На протяжении всей жизни Пилона в его творчестве соседствовала достоверность натурного портрета с антикизирующими идеалами. Отчасти благодаря этому в последнее время ряд исследователей склоняется к тому, чтобы считать Пилона автором прославленной луврской „Дианы-охотницы“ из замка Ане, ранее традиционно приписываемой Гужону»[7]. Многие изображения обнажённой античной богини охоты Дианы работы художников школы Фонтенбло, включая знаменитую «Нимфу Фонтенбло» Бенвенуто Челлини, имели сходство с юной Дианой де Пуатье, официальной фавориткой короля Генриха II.