Подорожная грамота


Подоро́жная (Подорожная память, Подорожная) — государственный документ, имевший применение на Руси и в Российской империи в XV — конце XIX веков для получения казённых лошадей во время проезда через ям (позже почтовую станцию).

Владелец подорожной иногда мог быть обязан оплатить прогон лошадей. В литературе встречается и другие названия данного государственного документа — проездная грамота[1][2], проезжая грамота[3]. Подорожная, открытый лист, за подписью, печатью и номером, но с пробелом для имени едущего, числа лошадей и прочего называлась бланка[4].

В 1226 году на Руси были установлены правила проезда официальных гонцов (княжеских, епископских или других), по которым зимой им предоставлялись сани, а летом — телега.

Процедура выдачи подорожной была оформлена в середине XV века. Это давало возможность гонцам брать лошадей не только на почтовых ямах, но и в любых придорожных селах. Великий князь Владимирский и Московский Иван Васильевич утвердил более полутора тысяч сел и городов, обязанных выдавать государевым гонцам подводу. Подорожные стали широко применяться особенно после создания Ямского ведомства. Ямщики, получавшие открытый лист подорожной, получали преимущества во время перевозок людей и грузов.

Подорожные использовались не только на сухопутных дорогах (большаках, столбовых, трактах), но и на водных путях. Например, на волжском пути из Астрахани владелец грамоты имел возможность получить судно, кормщиков и гребцов.

От Ивана Великого до царя Алексея Михайловича ямской промысел не был строго регламентирован. Со второй половины XVI века гонцам стали давать «подорожные памяти с ямского приказу», чтобы им можно было получить лошадей «с ямов», а также «прогоны», которыми они рассчитывались с ямщиками.