Приснодевство Богородицы


Присноде́вство Богорóдицы (др.-греч. Ἀειπαρθένος, от ἀεί — «всегда, постоянно» + παρθένος — «дева») — доктрина в христианском богословии, заключающаяся в том, что Дева Мария была до рождения, во время и после рождения Иисуса Христа девственна[1]. Этой доктрины придерживаются Римско-католическая церковь, лютеране[2], англикане, реформаты, Православная церковь, дохалкидонские и доэфесские церкви. Большинство протестантов-нонконформистов отрицают учение о приснодевстве Марии.

Евангелия сообщают о девственности Марии до рождения Христа, на основе же Священного Предания была принята доктрина о Приснодевстве. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом, была решительно защищена позднейшей христианской традицией, в результате чего был выработан термин «Приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе (553) в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание девственности Марии некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 года и языческими критиками типа Цельса. Однако при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. В Католической церкви метафизичность рождения Иисуса без нарушения девственности Марии была подтверждена энцикликой папы Пия XII «Mystici corporis Christi[англ.]» (1943)[3].

Упоминание о вечной девственности Марии впервые появляется в тексте Протоевангелия Иакова (конец II века)[4]. Святоотеческие высказывания ранней Церкви о приснодевстве Марии являются фундаментом на котором постепенно развилось церковное учение о Марии[5]. Размышления о девственном состоянии Богородицы встречаются в сочинениях Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Фотия Константинопольского[1]. Учение о рождении Спасителю от Девы вошло в Никео-Цареградский Символ веры по итогам Второго Вселенского собора 381 года[6].