Присоединение Якутии к Русскому государству


Присоедине́ние Яку́тии (также колониза́ция Яку́тии[1], завоева́ние Яку́тии) — процесс включения якутских земель и её населения в состав Русского государства.

Русское государство в Якутии продолжило политику, которую оно проводило в отношении народов Европейского Севера, Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. Присоединение якутских народов, начиная с установления экономической зависимости до административной и, наконец, полной социальной и культурно-конфессиональной интеграции проходило с соблюдением постепенности прохождения разных этапов процесса включения. Такая политика позволила на протяжении веков сохранить этнокультурное многообразие[К 1]. В ходе присоединения аборигенная политика определялась задачами политического подчинения и включения в русское подданство народов и закрепления новых территорий за Россией. В её основных установках отражались предшествующий опыт Московско­го княжества, затем опыт Русского государства по «собиранию» русских земель и взаимодействию с нерусскими и неправославными наро­дами[2][3]. Якутские роды (бетунцы, мегинцы, катылинцы, дюпсинцы, кангаласцы и некоторые другие) вначале пыта­лись оказать сопротивление казачьим отрядам. Однако существовавшие между ними противоречия, использо­ванные русскими, обрекли их борьбу на провал. После поражения в 1632—1637 годах и в 1642 наиболее непримиримых тойо­нов якуты признали русскую власть и в последую­щем даже оказывали помощь в покорении других народов. Русско-аборигенное вооружённое противостояние не носило характера широкомасштабной войны: военные действия, сопровождавшиеся иногда серьезными вооружёнными столкновениями и взаимной жестокостью, перемежались периодами мирных контактов и даже союзнических отношений[4]. Рассматривая коренное население прежде всего как платель­щиков ясака, государство, стремясь сохранить и увеличить их число, предпи­сывало сибирской администрации и землепроходцам поступать с ними «ласкою», а не «жесточью», «от обид и от про­даж и от насильства оберегать». Малочисленность русских вооружённых отрядов, значительная территориальная рассеянность и отдалённость острогов и зимовий также застав­ляли правительство и местные власти искать мирные пути взаимодействия с местным населением[3].