Пушкинская (станция метро, Москва)


«Пу́шкинская» — станция Московского метрополитена на Таганско-Краснопресненской линии. Связана пересадками со станциями «Тверская» на Замоскворецкой линии и Чеховская на Серпуховско-Тимирязевской линии. Расположена в Тверском районе (ЦАО); названа по одноимённой площади. Открыта 17 декабря 1975 года одновременно со станцией «Кузнецкий Мост» в составе участка, соединившего Ждановский и Краснопресненский радиусы в единую линию.

Станция колонная трёхсводчатая глубокого заложения с одной островной платформой. При строительстве участка, включающего в себя «Пушкинскую», были использованы новые технологии: использовались тюбинги диаметром 9,5 метра, что позволило увеличить высоту и ширину центрального зала в сравнении с открытой ранее станцией «Площадь Ногина». Планировалось также использовать при проходке туннеля от «Кузнецкого моста» экспериментальный щит, но результат не оправдал ожиданий и работы были продолжены обычным способом. Тем не менее, использование новых технологий, в том числе тюбингоукладчиков, монтажных самоходных тележек и бурильного агрегата БОМ-1, позволило завершить работы по строительству на полгода раньше срока.Перейти к разделу «#История»

Станция имеет два выхода: на Пушкинскую площадь в совмещённый с «Тверской» вестибюль, расположенный в цоколе здания газеты «Известия», а также в подземный переход под Страстным бульваром. Станция является одной из самых загруженных в Московском метрополитене.

История проектирования станции «Пушкинская» связана с историей проектирования станции Горьковского радиуса под Пушкинской площадью. По планам 1932 года на участке «Охотный Ряд» (сооружена как «Площадь Свердлова») — «Садово-Триумфальная площадь» (сооружена как «Маяковская») Тверского радиуса планировалось построить две станции — «Моссовет» и «Страстная площадь» (по прежнему названию Пушкинской площади). В 1934 году станция «Моссовет» была исключена из плана, а вторая осталась под названием «Пушкинская площадь». В 1935 году отказались и от «Пушкинской площади», но оставили под неё задел[3].

Ждановско-Краснопресненская линия планировалась к строительству в 1957 году, но подробности этого проекта неизвестны. В 1966 году был открыт Ждановский радиус от станции «Таганская» до станции «Ждановская». Предложения по соединению радиусов звучали самые разные, и только в конце 1960-х годов Ждановско-Краснопресненская линия была спроектирована в своём нынешнем виде. Согласно плану 1968 года, предполагалось ввести в строй участок «Площадь Ногина» — «Краснопресненская» (сооружена как «Баррикадная») в 1975 году. Станция «Пушкинская» строилась под проектным названием «Площадь Пушкина»[4].