Рейш, Карел


Ка́рел Рейш (Рейс[6], Райс[7]; англ. и чеш. Karel Reisz; 21 июля 1926, Острава, Первая Чехословацкая Республика — 25 ноября 2002, Лондон, Англия) — британский кинорежиссёр, годы активности которого проходили в послевоенной Британии, где он стал одним из пионеров нового реализма британского кинематографа в 1950-х — 1960-х годах.

Рейш был одним из 669 еврейских[8] беженцев, спасённых сэром Николасом Уинтоном. Его отец был юристом. Рейш приехал в Англию в 1938 году, почти не зная английского языка, но старался как можно быстрее искоренить свой иностранный акцент[9]. После учёбы в Leighton Park School  (англ.) он до конца войны служил в Королевских военно-воздушных силах Великобритании. Родители его погибли в Освенциме. После демобилизации он изучал естественные науки в колледже  (англ.) и начал писать для журналов о кино, включая «Sight & Sound». В 1947 году вместе с Линдсеем Андерсоном и Гевином Ламбертом[en] стал одним из основателей журнала Sequence  (англ.).

У Рейша было три сына от первой жены Джулии Коппард, с которой он впоследствии развёлся[10]. В 1963 году женился на бывшей жене Джина Келли Бетси Блэр, с которой был до самой своей смерти.

Рейш был одним из основателей движения «Свободное кино» в британском документальном кинематографе. Его первый документальный фильм «Мамочка не позволяет» (1955), снятый совместно с Тони Ричардсоном, в феврале 1956 года был включён в первую программу Free Cinema, показанную в National Film Theatre  (англ.), специализирующемся на показах независимых иностранных фильмов. В документальном фильме «Мы — парни из Ламбета» (1958)[11] Рейш реалистично показал жизнь лондонского молодёжного клуба, в том числе досуг подростков из рабочего класса, который состоял из музыки скиффл, сигарет, крикета, рисования и дискуссий. Этот фильм представлял Великобританию на Венецианском кинофестивале. О тех же самых людях и их клубе BBC сделали два продолжения фильма, которые были показаны в 1985 году.

Первый художественный фильм Рейша «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960) был основан на социально-реалистичной новелле Алана Силлитоу, в нём использовались те же приёмы и техника, что и в ранних документальных фильмах режиссёра.

Рейш выступил продюсером фильма Андерсона «Такова спортивная жизнь» (1963) и стал режиссёром фильма «Морган: Подходящий случай для терапии» (1966), адаптированного Дэвидом Мерсером[en] из его телепьесы 1962 года. В 1968 годы вышел биографический фильм «Айседора» о знаменитой танцовщице Айседоре Дункан, в котором главную роль сыграла Ванесса Редгрейв. В следующем десятилетии вышли такие фильмы, как «Игрок» (1974) и «Кто остановит дождь» (1978).