Римские купальни (Сан-Суси)


Римские купальни (Римские термы[3], нем. Römische Bäder) — архитектурный ансамбль в парке Сан-Суси в Потсдаме, созданный в 1829—1840 годах по проекту выдающегося немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля в «итальянском стиле». Римские купальни находятся к северо-востоку от дворца Шарлоттенхоф (Потсдам) и отражают итальянские пристрастия кронпринца Пруссии, будущего короля Фридриха Вильгельма IV. Уникальные интерьеры достаточно точно воспроизводят обстановку жилого дома древних Помпей со скульптурами, росписями и «помпейской» мебелью, созданной по рисункам К. Ф. Шинкеля. Постройка представляет собой уникальный памятник, сравнимый только с Помпейским домом в Ашаффенбурге.

Архитектор Шинкель успешно работал в области исторической стилизации «помпейских вилл», проектирования мебели и архитектуры малых форм в «римском стиле». По заказу Фридриха Вильгельма, тогда ещё кронпринца, в парке Сан-Суси в 1826—1829 годах был возведён дворец Шарлоттенхоф в «античном стиле». На проект Римских купален, возводимых неподалёку, оказали влияние идеи и эскизы художественно одарённого наследника трона. Строительством по проекту Шинкеля руководил его ученик Людвиг Персиус.

В композиции здания архитектор Шинкель исходил из традиций планировки загородных древнеримских вилл (лат. villa suburbana), или «сельского стиля» (итал. stile rustico: асимметричный план с различными фасадами, перголы с вьющимися растениями. Описание древнеримского загородного дома в «стиле рустико», дано, в частности, в «Нравственных письмах» Сенеки Младшего к Луцилию (I в. н. э.). Этот текст часто использовали архитекторы и заказчики периода историзма и неостилей в западноевропейском искусстве XIX века.

Снаружи комплекс зданий, включающий дом садовника (1829—1830), дом помощников садовника (1832) и чайный павильон (1830) построены в «италийском деревенском стиле» (нем. italienischen Landhausstil). «Римская баня» (нем. Das Römische Bad, 1834—1840), по которой назван весь ансамбль, — в форме античного храма. Всё соединено перголами, аркадами и частью сада. Отдельные здания отражают воспоминания о второй поездке Шинкеля в Италию в 1828 году и сделанные им зарисовки. Таким образом, «римские купальни», в которых никогда не купались, создают обобщённый романтический образ античной Италии[4].