Финифть


Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — русское название разновидности декоративно-прикладного искусства, основанного на технике росписи эмалью — тонким слоем стекловидного покрытия металлической основы с последующим обжигом. Эмалевые краски обладают высокой прочностью, долговечностью, особенной яркостью и насыщенностью цвета, не ослабевающих со временем, и устойчивостью к агрессивным средам[2].

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига, так как в покрытии используются соли металлов, при этом связующим веществом являются силикаты. Например, добавки золота придают стекловидной массе рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может приглушаться специальными добавками.

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Мастерские финифти на Русском Севере появились в XVII веке в городе Сольвычегодске, перешедшем в 1780 году из состава Архангелогородской губернии в Вологодское наместничество и ставшем в 1796 году уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде.

Изначально главными в росписи были растительные мотивы (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас[3][4].

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области[5][6][7]. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретёнными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Ремесло финифти было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели эмальерным искусством ещё в XV веке. В течение XVIII — начала XX веков ростовские мастера стали лидерами по производству эмалей в Российской Империи. Продукция ростовских эмальеров поставлялась как в российские монастыри, так и в Грецию (преимущественно на Афон)[8].

Покровителем местных артельщиков был настоятель Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий, возглавлявший и художественную мастерскую, организованную при монастыре. Монастырь часто посещали паломники, приобретавшие финифть и повышавшие её популярность. Оптовыми покупателями ростовской финифти были монастыри, впоследствии продававшие изделия в розницу[8].