Русское барокко


Русское барокко — обобщающее название разновидностей художественного стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII— первой половине XVIII века, в основном в Санкт-Петербурге и Москве, в царствование Петра I и Елизаветы Петровны.

Архитектурный стиль барокко предполагает раскрытие объёмов в окружающее пространство, динамизм, экспрессию форм, преувеличенность масштабов, величественные ансамбли и огромные размеры зданий, мощные пропорции, контрасты замкнутых и открытых пространств, где каждый мог видеть алтарь; витые колонны, драматические эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; иллюзиями «оживающих статуй», обилие цвета и позолоты, «квадратуры» росписей с «обманками», или эффектами «тромплёй» (фр. trompe-l'œil) и многое другое. Однако в России искусство барокко имело ряд существенных особенностей.

В России эпоха Возрождения в том смысле, в каком она сложилась в странах Западной Европы, прежде всего в Италии, по причине особых социально-экономических условий, не раскрылась полностью, поэтому до XVIII столетия не было достигнуто персонализации творчества в той мере, какая необходима для развития искусства как истории художественных стилей. Для сравнения: если в ренессансной Италии творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело обрело значение крупных художественных направлений, по которым в дальнейшем, в постренессансную эпоху, развивалось всё западноевропейское классическое искусство, то на Руси в эпоху «русского Ренессанса» выдающиеся произведения Андрея Рублёва и Дионисия имели скорее значение общей духовной тенденции. Перелом в мировоззрении, совершавшийся в Европе в эпоху Итальянского Возрождения, в России происходил позднее и замедленными темпами, на протяжении всего XVII столетия. Поэтому ренессансные просветительские функции приняло на себя искусство так называемого «русского барокко» XVII столетия. Отсюда его главное значение — не целостного художественного стиля, а скорее гуманистического, просветительского идеологического движения, приобщившего русскую культуру к достижениям западноевропейской цивилизации[1]. Второе существенное отличие развития русского искусства от западноевропейского заключается в том, что отдалённость России от мировых центров классического искусства — Афин, Рима, Флоренции, Парижа обусловила запаздывание и последующее «сращивание» исторических художественных стилей, которые последовательно рождались и развивались в метрополиях один за другим. Хронология и типология художественных стилей в России XVIII—XIX веков значительно отличается от западноевропейских.