Рында (колокол)


Ры́нда — устоявшееся в русском языке название корабельного колокола. Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень — по 3 удара сряду[1]. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени («бьют склянки»[2] начиная с получаса — одна склянка, далее по нарастающей до 8 ударов), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане[3]. 8 ударов в рынду (8 склянок) обозначают смену 4-х часовой вахты (исключение — полдень, т.н. новые корабельные/судовые сутки). Обычно рынды устанавливают на всех современных кораблях и судах.

Впервые судовые колокола на корабле стали использовать англичане с XV-XVI века. Постепенно использование колокола переняли все европейские морские державы. В России судовой колокол на кораблях появился в начале XVIII века вместе с реформами Петра I, который переложил английский устав морской службы для российского флота в «Морской устав» 1720 года[5]. Команды по уставу отдавали на английском языке и команда англ. Ring a bell! («бей в колокол!») была трансформирована моряками в более понятное для них «рынду бей!». Поэтому часто судовой колокол ошибочно называют «рындой»[6]. Примечательно, что «рындой» в допетровские времена называли оруженосцев-телохранителей, понятие, которое было известно русским морякам.

Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно со средневековых времён. В те времена существовал забытый ныне глагол «рындать», то есть трясти. Вполне логично то, что трясли, имело название «рында».[7]

Колокол использовали для обозначения времени и для подачи сигналов в случае плохой видимости. По морскому обычаю, колокол отливали вместе с наименованием корабля, на котором колокол подразумевали использовать. Если судно меняло наименование, на нём оставляли старый колокол со старым наименованием. Эта традиция множество раз помогала идентифицировать затонувшие суда. По поднятому подводниками судовому колоколу можно было сразу узнать наименование корабля и время его закладки.

В настоящее время использование судового колокола регулируют правилами (Часть D). Согласно им колоколом дóлжно оснащать любое судно длиной более 12 метров для подачи сигналов в условиях ограниченной видимости, стоянки на якоре или нахождения на мели.

Английским уставом корабельной службы предписывалось отбивать время для несения вахты. Сутки разбивали на 6 смен по 4 часа каждая. Начало каждой смены (в 00:00, 04:00, 08:00, 12:00, 16:00 и 20:00) обозначали восемью ударами судового колокола (4 сдвоенных удара). Первые полчаса смены отбивали одним ударом, первый час — двойным ударом. Каждые последующие полчаса и час добавляли по одному и двойному удару, соответственно. По этим судовым часам строили весь распорядок на корабле. Подобное расписание сохранили на флотах многих государств, например, в ВМФ США[8].