Санкт-петербургский троллейбус


Санкт-петербу́ргский тролле́йбус — один из видов наземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге. Открыт 21 октября 1936 года. Хронологически четвёртая троллейбусная система, открытая в СССР после Москвы, Киева и Ростова-на-Дону.

С 18 мая 2019 года, после закрытия троллейбусного движения в Москве, является крупнейшей троллейбусной сетью в России по количеству действующих маршрутов, численности подвижного состава и длине контактной сети и второй в мире после минской[2]. По состоянию на апрель 2024 года действует 47 троллейбусных маршрутов, из которых 14 ежедневно обслуживаются троллейбусами с увеличенным автономным ходом (также известными как электробусы с подзарядкой в движении)[1]. Списочная численность троллейбусов — 931 единица. Линейный подвижной состав обслуживается четырьмя троллейбусными и одним совмещенным трамвайно-троллейбусным парком[5][6]. Эксплуатируется предприятием СПб ГУП «Горэлектротранс»[7].

В начале 1930-х годов в Ленинграде существовала развитая сеть трамвая. Но в целях улучшения качества пассажирских перевозок нужно было внедрение принципиально нового вида транспорта.

21 октября 1936 года по маршруту «Красная площадь (ныне — площадь Александра Невского) — проспект 25 Октября (ныне — Невский проспект) — улица Гоголя (ныне — Малая Морская улица) — бульвар Профсоюзов (ныне — Конногвардейский бульвар) — площадь Труда» прошёл первый ленинградский троллейбус (это был выпущенный на ЯАЗе троллейбус модели ЯТБ-1)[8].

В течение следующих трёх лет было открыто ещё три троллейбусных маршрута. Линия по чётной стороне набережной реки Фонтанки, улице Чайковского, Литейному проспекту и Литейному мосту связала центр города с Финляндским вокзалом. Линия по Лермонтовскому проспекту обеспечила троллейбусную связь с Балтийским вокзалом. Затем была построена протяжённая линия из центра в Московский район — к ещё строящемуся троллейбусному парку № 1.

26 декабря 1937 года произошла крупная авария — троллейбус ЛК-5, пробив ограду, упал в Фонтанку (из-за лопнувшей покрышки машину занесло на гололёде)[9]. Погибли 13 человек. В 1938 году все троллейбусы ЛК были отстранены от эксплуатации и списаны[10][11].