Минский троллейбус


Ми́нский тролле́йбус (белор. Мінскі тралейбус) — троллейбусная система города Минска, действующая с 1952 года. По состоянию на май 2024 года является самой большой троллейбусной системой в мире. Действуют 65 маршрутов[6], эксплуатируются 703 троллейбуса (в том числе с увеличенным автономным ходом)[7], которые обслуживаются в четырех троллейбусных парках. Управляется государственным предприятием «Минсктранс».

Синим цветом обозначены маршруты, на которых работают только троллейбусы с увеличенным автономным ходом.

Проектирование троллейбусной сети в Минске началось после окончания Великой Отечественной войны, 17 ноября 1949 года Совет министров БССР принял постановление о строительстве в Минске троллейбусной линии. В начале 1952 года в город доставили арматуру и оборудование, а также с завода имени Урицкого, нахоящегося в Энгельсе прибыла первая партия из нескольких троллейбусов. Одновременно с этим проводилось переоборудования трамвайного депо в трамвайно-троллейбусное. Изначально, запуск троллейбуса в Минске был запланирован на 3 июля 1952 года — к годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, однако машины вышли на маршрут вышли только 19 сентября[10]. Первый маршрут троллейбуса следовал от вокзала до Круглой площади (ныне — площадь Победы) по проспекту Сталина (ныне — Независимости). Общая протяжённость по маршрутному кольцу составила более 6 километров, а на линии работали 5 троллейбусов.

На маршруте работали троллейбусы МТБ-82Д, самый первый открывший троллейбусное движение сохранился в качестве музейного экспоната и памятника и находится в хорошем состоянии, благодаря своему дюралюминиевому кузову. В 1950-е годы в троллейбусах работали кондукторы, и пассажиры заходили в салон только через задние двери, где оплачивали проезд. Стоимость варьировалась в зависимости от дальности поездки, позже появилась постоянная цена в 25 копеек, затем — 40. После открытия первой линии сразу же началось её продление — от Круглой площади до Парка Челюскинцев, и 21 февраля 1953 года по новому участку пошли троллейбусы.

К 1956 году протяжённость троллейбусных маршрутов составила 16 километров, в эксплуатации находились 39 троллейбусов. В 1957 году действовало два маршрута: обсерватория — вокзал и Парк Челюскинцев — аэропорт, протяжённость линий составляла уже 22 километра. В августе 1958 года началась реконструкция проспекта от Долгобродской улицы до парка Челюскинцев, из-за чего троллейбусное движения снова было сокращено до Круглой площади. В этом же году, после того как было завершено строительство железнодорожного путепровода над улицей Свердлова были открыты 3-й и 4-й маршруты до автомобильного и тракторного заводов. 5 сентября 1959 года троллейбусная линия была проведена к камвольному комбинату, по которой был запущен троллейбус 5-го маршрута до площади Якуба Коласа. В начале 1960-х троллейбус стал вытеснять трамвай с городских улиц — несколько линий были демонтированы или перенесены.


Валидатор для оплаты бесконтактным проездным билетом (слева) и электронный компостер для оплаты одноразовым талоном (справа)