Светочи христианства. Факелы Нерона


«Све́точи христиа́нства. Фа́келы Неро́на» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1876 году. Принадлежит Национальному музею в Кракове (инв. MNK II-a-1). Размер картины — 385 × 704 см[2][3][4].

Сюжет картины связан с историческими событиями, происходившими в Риме в 64 году нашей эры, когда после Великого римского пожара император Нерон обвинил в поджоге христиан. Многие из них были казнены, причём для этого устраивались чудовищные театрализованные представления. Одна из таких сцен и была изображена художником, который выбрал местом действия сад перед Золотым дворцом Нерона[5][6].

Семирадский работал над картиной в 1873—1876 годах в Риме. В мае 1876 года полотно было представлено в помещении римской Академии Святого Луки, где было восторженно встречено зрителями. В том же году картина с успехом экспонировалась в Мюнхене и Вене[7][8]. В марте 1877 года картина была доставлена в Петербург, где была показана на второй выставке «Общества выставок художественных произведений». За создание картины Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора, отметив, что «вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству»[9][10].

В 1878 году картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где Семирадский получил высшую награду — Гран-при («большую золотую медаль»)[11][12]. Несмотря на успех и международное признание, художнику не удалось продать картину в России. В 1879 году Семирадский подарил картину создаваемому в то время Национальному музею в Кракове[11], тем самым основав собрание живописи музея — картине принадлежит первый номер в этой коллекции[2][11].

Изначально картина называлась «Светочи христианства»[13]. В коллекции Краковского музея за ней закрепилось другое название — «Факелы Нерона» (польск. Pochodnie Nerona)[2]. В современной русскоязычной литературе, как правило, употребляется двойное название — «Светочи христианства (Факелы Нерона)»[14] или «Светочи христианства. Факелы Нерона»[15].

В основу сюжета картины легли исторические события 64 года нашей эры, происходившие во времена правления императора Нерона. В ночь с 18 на 19 июля 64 года в Риме начался крупный пожар, бушевавший почти целую неделю и уничтоживший значительную часть города. В пожаре были обвинены христиане, что привело к волне погромов и казней. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит писал: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами». Описывая подробности этих казней, Тацит сообщал: «Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады»[16].