Священнический кодекс


Священнический кодекс (или «жреческий кодекс») — именование y библейских критиков одного из источников, из которых, по их мнению, составлено так называемое ими Шестикнижие (то есть Пятикнижие вместе с Книгой Иисуса Навина (евр. кн. Иошуа), которая, по их мнению, является заключительной частью Пятикнижия). Сокращённо этот источник обозначается PC (= Priester-Codex), или P[1].

Название «Priestercodex» впервые было употреблено Эйхгорном (1824), но как обозначение только Книги Левит[2], соответственно её древнееврейскому названию: др.-евр.תורת כהנים‎‏‎ («Торат ха-коханим» или «Тора священников»). Тот источник, который новейшие критики называют PC, имел y прежних критиков другие названия. Когда критики предполагали, что Книга Бытия составлена из двух источников, Элохиста (E) и Яхвиста (J), PC (предполагавшийся только в кн. Бытия) назывался Элохистом[1].

С тех пор как Герман Гупфельд (1853) привёл доводы[3] в пользу того, что, кроме Яхвиста, в кн. Бытия следует различать два источника, которые употребляют имя Божие Элохим, РС стал определяться как «первый», или «старший» Элохист (в отличие от «младшего» Элохиста, который начинается от Быт. 20)[1].

Когда стало господствовать мнение, что не только Книга Бытия, но и все книги Пятикнижия (и Иисуса Навина) составлены из тех же источников (Второзаконие является самостоятельным источником), так что и Элохист, начиная с Исх. 6:2, употребляет имя Божие Яхве, PC стал называться «Основным сочинением» (нем. Grundschrift), потому что считался первым по времени из источников Шестикнижия; с него же и начинается Тора[1].

Были и другие названия, как, например, «Книга начал» («Buch der Ursprünge») y Эвальдa, «Анналист» y Шрадерa[англ.][1].

«Священническим кодексом» этот источник называется у критиков школы Велльгаузена на том основании, что, по их мнению, весь церемониальный закон Пятикнижия (за исключением Второзакония), в котором священникам отведено первенствующее место, содержится именно в этом источнике; предполагается поэтому, что все это законодательство вышло из священнической среды[1].