Семь смертных грехов


Семь смертных грехов — группа и классификация пороков в христианских учениях[1]. Поступок относится к категории смертных грехов, если он является непосредственной причиной других безнравственных поступков[2]. К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (или блуд), чревоугодие и уныние. Семи смертным грехам противопоставляют Семь добродетелей.

Понятие смертных грехов восходит к новозаветному Первому посланию от Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился». Представление о смертных грехах нашло своё развитие у отцов-пустынников, особенно Евагрия Понтийского, который называл семь (или восемь) злых помыслов, которые необходимо преодолеть[3]. Ученик Евагрия, Иоанн Кассиан, благодаря своей книге «О правилах общежительных монастырей», сделал эту классификацию известной в Европе[4], где она со временем стала основой для католической конфессиональной практики, что зафиксировано в покаянных наставлениях, проповедях, таких как «Рассказ пастора» Чосера, и художественных произведениях, таких как «Чистилище» Данте (где кающиеся с горы Чистилище сгруппированы и несут наказание в соответствии с их худшим грехом). Католическая церковь использовала представление о смертных грехах, чтобы помочь людям обуздать их злые наклонности. Учи́тели особенно обращали внимание на гордыню, считавшуюся грехом, отделяющим душу от благодати[5], и являющуюся самой сутью зла, а также на жадность, лежащую в основе всех остальных грехов. Семь смертных грехов обсуждались в трактатах и изображались на картинах и в скульптурах католических церквей, а также в старых учебниках[1].

Семь смертных грехов, а также непростительный грех (богохульство) и грехи, которые взывают к Небесам о мести, порицаются в западных христианских традициях как поступки, достойные сожаления[6].

У семи смертных грехов были дохристианские греческие и римские предшественники. Перечисляя в «Никомаховой этике» добродетели, Аристотель утверждает, что каждое положительное качество представляет собой золотую середину между двумя крайностями, каждая из которых является пороком. Например, смелость — это добродетель противостояния страху и опасности; излишняя смелость — это безрассудство, а недостаток смелости — трусость. Аристотель перечисляет также такие добродетели, как умеренность (самообладание), щедрость, величие души (великодушие), умерение гнева, дружба, а также остроумие или обаяние.

Римские писатели, такие как Гораций, превозносили достоинства, перечисляя пороки и предостерегая от них. В первых Посланиях Горация говорится, что «избавление от порока — это начало добродетели, а избавление от глупости — начало мудрости»[7].

Христианские представления о семи смертных грехах имеют свои корни в трудах монаха IV века Евагрия Понтийского, который перечислил восемь злых помыслов на греческом языке[8][9]: