Семь холмов Москвы


Семь холмов Москвы — историческое название повышенных участков местности, на которых была построена Москва. Выражение произошло по аналогии с холмами Рима. С развитием и строительством столицы в список входили новые возвышенности. В настоящее время не существует единого мнения о том, какие именно холмы считаются основными, само выражение носит больше формальный характер и существует, чтобы подчеркнуть важность и величавость Москвы[1][2].

Легенда о семи холмах Москвы известна с конца XV — начала XVI века, она появилась по аналогии с Римскими холмами, когда Москва стала столицей централизованного Русского государства. В это время город активно разрастался на холмистой местности, разделённой многочисленными реками и оврагами. Одновременно с теорией о семи холмах на Руси появилось выражение «Москва — третий Рим» («вторым Римом» назывался Константинополь — современный Стамбул). Возникновение легенды объяснялось значительным расширением Великого княжества Московского и было вызвано необходимостью укреплять его государственность, в том числе идеологически. Москва стала претендовать на такое же политическое главенство, каким когда-то обладала Римская империя[3][4]. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать»[5] — фраза старца Филофея из Елеазарова монастыря, сказанная им в 1523 году, стала лозунгом Москвы. Образ столицы, построенной «на семи холмах», удачно вписался в концепцию третьего Рима.

Третьим Римом православные стали считать Москву после брака Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI, погибшего при штурме столицы[6]. Однако теория «Москва — третий Рим» не занимала главенствующую роль в истории политических идей того времени и к концу XVII века утратила своё политическое значение[7].

Упоминания о семи холмах в летописях времён, когда границы Москвы вписывались в территорию Кремля и Китай-города, не обнаружено. Когда столица разрослась, оказалось, что многие улицы лежат на холмах, а на их вершинах достаточно храмов и колоколен, с того времени берёт начало фразеологизм «сорока сороков» (соро́к — территориальное деление). Уже в XVII столетии в сочинениях иностранцев, посещавших Россию, упоминание о «семихолмной Москве» стало повсеместным. Путешественник и дипломат Яков Рейтенфельс, побывавший в Москве в 1671—1673 годах, пишет:

«Красоте города немало способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых Москва отлого возвышается»[3].

Вероятнее всего, иностранцы просто пересказывали ставшую популярной московскую легенду. О семи холмах рассказывали побывавшие в Москве путешественники и географы XVXIX века[8][9][10].